News

Немирный атом

www.pacificstorm.net

Опубликовано: 24/10/2006

Автор: Арджун Макхиджани

Статья известного эксперта доктора Арджуна Макхиджани, президента исследовательского Института энергетики и окружающей среды США, автора многих книг по проблемам ядерной энергетики, экономики, политики, окружающей среды и безопасности.

29 сентября 1957 года в 16 часов 20 минут на заводе по производству ядерного оружия "Maяк", расположенном в южных Уральских горах Советского Союза, произошел сильный взрыв в резервуаре с высокорадиоактивными веществами. В результате выпадений стронций-90 и другие опасные радионуклиды были распространены на территории свыше 15 тысяч квадратных километров, которая остается загрязненной и по сей день.

Продуктовые магазины были закрыты; больше тысячи тонн продовольствия были выброшены в отходы. Работы в сельском хозяйстве были остановлены приблизительно на 150 тысячах акров более чем на два десятилетия. Более 10 тысяч человек власти переселили, а их опустевшие дома были разрушены и захоронены как радиоактивные отходы. Но никому из жителей не объяснили, почему это делается. Советское правительство засекретило тот инцидент и впервые призналось в этом только в июне 1989 года, поскольку Холодная война была закончена.

Удивительно то, что Запад помогал советскому правительству в засекречивании правды об инциденте. В 1976 году советский диссидент биолог Жорес Медведев опубликовал статью об этом случае в британском научном журнале "New Scientist". Вместо того чтобы осудить советскую цензуру, председатель Исполкома по вопросам атомной энергетики Великобритании, сэр Джон Хилл и другие британские эксперты выразили недоверие всей истории, назвав статью несерьезной, "научной беллетристикой".

Прикрыть этот инцидент помогло и ЦРУ. Согласно документу ЦРУ, датированному 1959 годом, управление знало о произошедшем инциденте, в результате которого были закрыты все продовольственные магазины в этой зоне. Нехватка продуктов "напоминала о худших временах Второй мировой войны, когда люди тоже страдали от недостачи пищи". В ЦРУ также знали, что высокие должностные лица "носили маленькие радиопротекторы", в то время как простые люди не имела никакой защиты.

И все же ЦРУ не предало гласности этот инцидент, несмотря на то, что это произошло во время пика Холодной войны, когда обе стороны пользовались любой возможностью, чтобы выиграть в пропагандистском противостоянии. Американское правительство не осудило Советы за засекречивание этого случая и за разрушение и утилизацию домов населения без объяснения людям, что же происходит. Не потому ли, что должностные лица на Западе боялись, что публика могла бы поднять вопрос о возможности подобного взрыва во Франции, Великобритании или Соединенных Штатах?

Действительно, начиная с рассвета атомного века, миллионы людей в других частях мира были поражены при ядерном производстве и испытаниях. Американским, британским, французским и советским солдатам было приказано принимать участие в военных атомных испытаниях. Дети в Соединенных Штатах сами воочию убеждались в риске повышения раковых образований из-за потребления молока, загрязненного осадками от атмосферных ядерных испытаний. Условия работы для шахтеров, добывающих уран в Индии, вызывают чувство досады. И кто знает, какой ущерб был нанесен производством и испытаниями ядерного оружия в Китае, Израиле, Северной Корее и Пакистане?

Только несколько ядерных государств обеспечили свое население значительным количеством информации о вреде, который исходит от ядерно-оружейного комплекса. Например, информация об интенсивных осадках из-за французских ядерных испытаний в Полинезии стала заметна только в этом году. Обычная реакция истэблишмента ядерно-оружейного комплекса на претензии к нему заключается в отрицании нанесенного ущерба, замалчивании проблемы. Наконец, они просто прикрываются тем, что выполняют требования национальной безопасности. Последнее воспринимается с доверием, тем более, если подкреплено каким-то указом. Но чаще таким прикрытием является и первое, и второе.

Проблема эта на данный момент никак не может считаться разрешенной, даже если оставить в стороне планы Соединенных Штатов и других ядерных государствах произвести еще больше ядерного оружия. Например, радиоактивные отходы, накопленные за годы Холодной войны, угрожают некоторым из самых важных водных ресурсов в Соединенных Штатах. Они включают в себя жидкие высокорадиоактивные отходы в резервуарах, из которых были допущены протечки миллиона галлонов в грунт вблизи реки Колумбия, и сваленные в беспорядочно расположенные шахты отходы с плутонием выше реки Змеиной (Snake River), которая является единственным водоносным источником юго-восточного штата Айдахо.

Держать и не пущать

Усилия, направленные на то, чтобы держать в секрете разрушительную информацию о ядерном оружии, скрытую от публики, были предприняты почти сразу. Результатом самого первого ядерного тестирования 16 июля 1945 года стали большие радиоактивные осадки и выпадения горячих частиц — радиоактивное загрязнение было зафиксировано в радиусе 32 километров от места испытания. (Даже после бомбежек Хиросимы и Нагасаки пораженные люди не были информированы о возможном ущербе для их здоровья, не говоря уже о том, что они не были эвакуированы.) После испытания радиоактивное облако "выпало" в основном в юго-восточной части штата Нью-Мексико, но даже 60 лет спустя там не было проведено никаких исследований о влиянии на здоровье людей. Полковник Стаффорд Уоррен, армейский доктор, который был главным в вопросах радиационной безопасности во время испытания, впоследствии рекомендовал, чтобы будущие испытания не проходили ближе, чем в пределах 240 километров от человеческого жилья. Рекомендация была проигнорирована — с трагическими последствиями.

В 1950 году Соединенные Штаты рассматривали возможность устроить испытательный полигон для ядерного оружия в штате Северная Каролина — в прибрежном месте, которое должно было бы позволить большинству осадков выпадать в океане. Но вместо этого Соединенные Штаты решили устроить полигон для ядерных испытаний в штате Невада, хорошо понимая, что из западного полигона осадки пройдут через большую часть страны. Федеральное правительство рисковало здоровьем своих граждан в значительной степени из-за того, чтобы сделать жизнь более удобной для ученых, разрабатывающих оружие в Лос-Аламосской национальной лаборатории в Нью-Мексико, и чтобы избежать политических трудностей с приобретением прибрежной частной собственности из-за популярности этого места.

Когда же полигон в Неваде начал эксплуатироваться, то испытания проводились при ветре, дующем в сторону от Лас-Вегаса и Лос-Анджелеса. В результате осадки выпадали на большей части остальных континентальных Соединенных Штатов.

Результаты исследований в 1950-е годы показали, что даже молоко может быть загрязнено осадками. Коровы будут есть траву с йодом-131, интенсивным радиоактивным расщепляющимся продуктом, который будет в них инкорпорирован. Йод-131 концентрировался бы в молоке. Растущие дети, которые пьют молоко, могут получить большие дозы радиации на щитовидные железы, создавая риск рака и других болезней щитовидной железы.

bodytextimage_pripyat.jpg

Будущие опасности

Ущерб для здоровья, вызванный действиями ядерного военного истэблишмента, не был единственным. Есть много других примеров. Вот некоторые — из Соединенных Штатов:

• С 1940-х по 1970-е больше 23 тысяч человек были подвергнуты радиоактивным экспериментам, многие не были проинформированы о сути дела. Они находились в распоряжении Комиссии по атомной энергии, Министерства энергии, Министерства обороны, НАСА и Департамента по делам ветеранов. Цель эксперимента — определение биологических последствий облучения, разработка радиоактивного оружия и определение влияния облучения на военных на поле битвы. В одном эксперименте принимали участие больше 100 ребят из школы в штате Массачусетс, их кормили овсянкой с радиоактивного следа. Другие эксперименты проводились над заключенными, чтобы определить, какие дозы вызывают бесплодие, эксперименты ставились и на беременных женщинах. В 1993 году после изучения ряда особенно беспокоящих общественность экспериментов, при которых инъекции плутония вводились ничего не подозревающим людям, Министр энергии Хейзел О’Лири заметила: "Единственное, что я могла бы об этом думать, — что это была нацистская Германия".

• Четверть миллиона человек из вооруженных сил участвовала в ядерных испытаниях оружия в одних только Соединенных Штатах. Они были пропущены через эпицентр взрыва, они вычищали плутоний из загрязненных судов и они летели на самолетах через "атомные грибы". Только в конце 1980-х американское правительство признало причиненный вред и начало программу компенсаций.

• Во время Холодной войны более полумиллиона рабочих оружейного комплекса Соединенных Штатов было подвергнуто радиоактивному облучению и химическим опасностям. В первые десятилетия работы ядерного военного комплекса многие были подвергнуты радиации, потому что не имели надлежащей информации, их никто не обучал, как вести себя в таких ситуациях, а иногда власти скрывали риски, чтобы, кроме прочего, еще и не платить за нанесенный ущерб. Ядерный истэблишмент на самом деле не считал радиоактивные дозы, которые набирали рабочие, которые они получали через вдыхание и прием пищи. Это притом, что данные из анализов мочи собирались и исследовались. Конгресс принял программу компенсации для рабочих, занятых в производстве ядерного оружия, только в октябре 2000.

Даже сегодня люди, которые живут вдоль реки Саванна и используют ее воду вниз по течению от "Саванна Ривер Сайт", завода по производству ядерного оружия, пьют воду, загрязненную тритием, который является радиоактивным водородом. Эта вода лишь на 5% соответствует сегодняшнему стандарту качества питьевой воды. Однако эти стандарты установлены для взрослого мужчины, так называемого "стандартного человека", и они не учитывают влияние радиоактивной воды на развивающиеся эмбрионы. Они не принимают в расчет возможные ошибки при определении уровня загрязнения, а также другие, нераковые, заболевания. Очистка источников загрязнения, которые находятся в неприспособленных для этого ямах и траншеях, куда радиоактивные отходы были свалены в картонных и деревянных коробках, не запланирована. Если долгоживущие и особенно опасные отходы, такие, как жидкие высокорадиоактивные отходы в резервуарах, не будут переработаны, стабилизированы и изолированы от человеческой окружающей среды, то риски от них сохранятся.

Сотни тысяч людей таким же образом были подвержены рискам и в других ядерных государствах. Главное различие между этими странами и Соединенными Штатами заключалось в большей открытости США и, следовательно, американские власти находились под общественным давлением, у них было больше представлений о проблеме и понимания масштабов вреда для здоровья людей. Хотя проблемы эти все еще далеки от решения. Индия имеет особо строгие законы, покрывающие тайной производство ее ядерного оружия, нечто подобное — во Франции и Великобритании. Немного известно также и о ядерном оружии Китая, Пакистана, Израиля и Северной Кореи.

Вот замечательный факт из истории создания ядерного оружия и исследования радиоактивного риска: каждое ядерное государство вредило, прежде всего, своим собственным людям — во имя национальной безопасности. Но главное — все это делалось без согласия граждан, без их информирования.

Ущерб наносился не только самим обладателям ядерного оружия. Уран для ядерного оружия добывался во многих неядерных государствах. Франция получала свой уран в основном из колоний, где условия работы в шахтах были — и остаются — просто скандальными. Великобритания получила уран частично из Намибии. Советы добывали большую часть своего урана в Восточной Европе, особенно в Восточной Германии и бывшей Чехословакии. Как подтверждают независимые исследователи, в местах его добычи возникали серьезные проблемы со здоровьем людей и экологией, но обычно все это официально отрицалось.

Перефразируя изречение врачей "прежде всего не навреди", влиятельные ядерные круги как раз и вредили, прежде всего, людям в своих собственных странах, а также — в других — во всем мире. Они проявили свою готовность приносить вред. Учитывая суть проблемы и ее главные источники, постоянные члены Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности ООН должны призвать к созданию серьезной комиссии для исследования вреда, который был нанесен и продолжает наноситься человечеству производством ядерного оружия и его испытаниями.