News

Хранилище для отработанного ядерного топлива ледоколов открыто в Мурманске

Renseanlegget bygges i bygningen til vestre ved Atomflot nord for Murmansk.
Foto: Aleksandr Raube

Опубликовано: 04/10/2006

Автор: Анна Киреева

В Мурманске на территории ФГУП «Атомфлот» открыто хранилище для долговременного хранения отработанного ядерного топлива (ОЯТ) ледоколов.

В настоящее время в Мурманской области накоплено большое количество ОЯТ атомного ледокольного флота. Топливо хранится на плавучих технических базах (ПТБ) «Лотта», «Имандра» и «Лепсе» из-за того, что до настоящего времени в области, как и в целой стране отсутствовало подобное хранилище.

«Это первый подобный проект в России, то есть первое хранилище контейнерного типа для ОЯТ в России», — рассказал директор «Беллона-Мурманск» Сергей Жаворонкин. По мнению Жаворонкина, технологии, использованные при реализации этого проекта, могут быть применены и на других объектах, в частности, в Андреевой Губе.

«Это многогранный проект», — рассказал в интервью «Беллона.ру» заместитель технического директора Атомного флота Мустафа Кашка. — «Его реализация позволит повысить уровень безопасности хранения топлива, так как на берегу хранение более безопасно, чем на воде».

«С другой стороны хранилище позволит разгрузить ПТБ «Лотта», освободить площади судна для того, чтобы оно более оперативно участвовало в выводе топлива с подводных лодок», — считает Кашка.

Технические характеристики проекта

Хранилище ОЯТ контейнерного типа предназначено для хранения топлива, которое в настоящее время нельзя переработать из-за отсутствия технологий переработки. Топливо может содержаться в хранилище до 50 лет.

Хранилище рассчитано на размещение в нем 50 металлобетонных контейнеров типа ТУК-120. Транспортировочный комплект (ТУК) позволяет обеспечить ядерную и радиационную безопасность при транспортировке, погрузке и разгрузке ОЯТ и при операциях хранения ОЯТ.

ТУК-120 разработан специально для транспортировки и хранения ОЯТ атомного ледокольного флота. Конструкция контейнеров предусматривает три герметезирующих барьера, обеспечивающих безопасное хранение ОЯТ.

В ходе разработки ТУК были проведены исследования в области обеспечения длительного хранения ОЯТ сухим способом, которые позволили сделать вывод, что при условии хранения ОЯТ в инертной среде без доступа влаги срок хранения будет ограничиваться только нормативными требованиями по контролю за состоянием топлива и может достигать 50 лет.

В результате продолжительной программы тестирования он сертифицирован в соответствии с российскими и международными стандартами. Контейнеры должны выдержать пожар, наводнение и силовые воздействия, такие как, например, падение самолета.

«При проектировке контейнеров использовались современные технологии. Контейнеры изготовлены на предприятии «Севмаш» и соответствуют всем требованиям. Конструкции прошли серьезные испытания», -рассказал Сергей Жаворонкин.

История проекта

На предприятии ФГУП «Атомфлот» изначально предполагалось построить хранилище для ОЯТ ядерных транспортных установок. Хранилище планировалось масштабное, но в период перестройки начавшееся было строительство, было остановлено.

Именно это строение (Здание №5), строительство которого было «заморожено», было реструктурировано под хранилище сухого типа.

«Необходимо отдать должное британской стороне», — рассказал «Беллона.ру» Мустафа Кашка. С британской стороны в проекте участвует компания «Краун Эйдженс», которая управляет проектом от имени Ядерного Директората Министерства Торговли и Промышленности Великобритании. Эта компания была выбрана в результате конкурсного отбора. «Краун Эйдженс» оказывала содействие в управлении и надзоре за проектом.

Процесс окончания проектных работ по проекту по времени совпал с периодом реорганизации ряда правительственных организаций России, в результате чего все органы государственной экспертизы не функционировали в течение полугода.

В результате Российская сторона договорилась с Великобританией в том, что пока идет согласование проекта государственной экологической экспертизой, основанием для начала подготовительных строительных работ будут служить результаты общественной экологической экспертизы, проведенной «Беллона-Мурманск» в 2004 году.

«Британская сторона нам поверила, что позволило на один год сократить период реализации проекта и тем самым сэкономить значительные финансовые средства», — рассказал Кашка.

Проектирование проекта началось в декабре 2003 года, старт строительно-монтажным работам был дан в июле 2004, а Госкомиссия принимала готовое хранилище уже в августе 2006 года.

«Такой короткий период согласования всей документации и строительства для столь важного проекта очень важен. Очень хорошо, что удалось обойтись без волокиты. Можно с уверенностью сказать, что деньги английских налогоплательщиков потрачены незря», — считает Сергей Жаворонкин.