News

Экология и право №23

Опубликовано: 29/06/2006

Автор: Григорий Пасько

Вышел в свет двадцать третий номер журнала. Мы публикуем вступительное слово редактора.

Администрация Новгородской области запретила жителям посещать леса и торфяники в целях предотвращения пожаров. Как сообщили в пресс-центре обладминистрации, новгородские леса «закрыты» как для пешеходов, так и для владельцев транспортных средств. Срок действия запрета не ограничен, введен «вплоть до особого распоряжения». Нарушители постановления будут наказываться штрафами.

Это одно из недавних сообщений в СМИ. Вот другое.

В Саратовском университете уволен декан исторического факультета Велихан Мирзеханов. Помимо всего прочего он был обвинен в… антигосударственной(!) деятельности и связях с оппозицией. Интересная деталь: в университете по решению ректора был создан Отдел (именно так, с большой буквы, указано в оригинале сообщения) режима и охраны, который сам ректор называет «спецслужбой». Неугодные студенты и преподаватели подвергаются гонениям и запугиваниям.

Недавно я заходил в Росатом. Офицер милиции обнаружился на дальних подступах к главному входу. В самом здании установлены пропускные шлюзы, пройти через которые можно только по специальным именным карточкам. Называется это «системой физической защиты здания, работающей в режиме замкнутого контура». То, что Росатом давно уже работает в режиме «замкнутого контура», мы догадывались. Но чтобы с сотрудниками ФСО на каждом углу — такого со времен товарища генералиссимуса Сталина не было.

В газете «Атомпресса» с гордостью сообщается, что охранный комплекс оборудован на самом современном уровне и не отличается от тех, что установлены в здании ФСБ. К слову: Росатом с ФСБ роднит не только охранная система. Присмотревшись, можно увидеть, что режим работы Росатома в плане секретности ничем не уступает коллегам из «конторы».

Еще управделами Росатома А.Силкин поведал корпоративным читателям о том, что «поставлена задача улучшить качество питания при сохранении существующего уровня цен»; необходимо внедрить «оказание на месте некоторого минимума медицинских услуг, определенного уровня диагностики…с привлечением специалистов самой высокой квалификации»; «решить вопрос по реконструкции и оснащению зала физической разгрузки»; «есть дефицит площадей»…

Отмечено особо: конечная цель перемен — «воссоздание внутренней среды Средмаша». Недостатки всего этого комплекса новшеств — «у людей может возникнуть ощущение дискомфорта» от «закрытости периметра», что скажется «на психологическом климате». По-моему, совершено излишние опасения: жил наш народ веками в закрытых периметрах и дискомфорта веками же не замечал. Так что возврат к старому — это и есть нынешнее новое.

Три небольших сообщения из жизни современной России. Три небольших вывода.

Первый: чтобы граждане не нарушали порядок, надо им запретить делать все то, что может привести к этому нарушению. В лес не ходить. По улицам лучше ходить строем. А еще лучше — не ходить никуда вовсе. Работу и баланду можно этим людям приносить прямо в камеру, пардон, прямо на дом.

Второй: во всех общественных местах (вокзалы, туалеты, университеты, общественный транспорт…), включая жилые дома, необходимо создать Отделы режима и охраны с прямым их подчинением сами знаете кому.

Третий: давно, товарищи, давно уже пора воссоздать в нашей жизни повсеместную среду хотя бы Средмаша, со спецстоловыми, понимаешь, с медкабинетами, спортзалами…. И главное — чтобы с закрытым периметром вокруг страны. А то, понимаешь, бродят тут всякие, шпионят, камни таскают, за какие-то права борются, требуют чего-то… Например, свободы слова. Будет вам свобода этого… самого, как его, блин, слова… Вот товарищ А.Силкин так и сказал: «На новом информационном стенде будет предусмотрено «информационное окно», благодаря которому любой…сможет в удобной для себя форме (и позе — добавим от себя) сообщить свои пожелания управлению делами».

…Я тут прикинул с друзьями, сколько может стоить система физической защиты здания Росатома на Большой Ордынке с информационными окнами и медицинскими светилами. Гигантская сумма получается. А представитель авиационного ведомства России сказал недавно, что у государства нет денег на установку специальной всепогодной техники в аэропортах страны, поэтому самолеты будут падать независимо от их, самолетов, оснащенности.

Закрытый периметр требует жертв. Человеческих, разумеется.