News

Ритэги могут остаться на Севморпути

RTGs contained inside typical assemblies.
IAEA

Опубликовано: 28/06/2006

Автор: Вера Пономарева

Институт морского флота (ЦНИИМФ) предлагает продлить срок эксплуатации более 150 ритэгов, расположенных на трассе Северного морского пути. Об этом на конференции в Петербруге неожиданно заявил заведующий отделом атомного флота этого института Валерий Ярош.

Ритэги (радиоизотопные термоэлектрические генераторы) – это источники электричества, содержащие радиоактивный стронций. В Советском Союзе их устанавливали в безлюдных местах, в том числе для питания маяков, однако сегодня ситуация, когда стронций может легко попасть в руки террористов и те изготовят «грязную бомбу», неприемлема. При помощи западных стран Россия ведет утилизацию этих устройств.

«Есть возможность продления срока службы ритэгов, этот вопрос в рабочем порядке обсуждался с представителями Росатома. Срок эксплуатации ритэгов может быть продлен без ущерба для безопасности», – заявил Ярош на конференции в Регональном центре Росатома, посвященной системе учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО).

По словам Яроша, на трассе Северного морского пути предлагается оставить от 80 до 150 ритэгов, отработавших свой срок и подлежащих утилизации.

В качестве основного аргумента в пользу такого решения Ярош привел отсутствие альтернативы ритэгам в суровых климатических условиях Севера.

«Безусловно, ритэгам есть целый ряд альтернатив. В суровых условиях Севера в Мурманской области ритэги на маяках заменяют на солнечные батареи, и эти маяки успешно обеспечивают навигацию,» – считают в экологической организации «Беллона».

«Невозможного очень мало, другой вопрос, сколько это стоит. Выход в том, чтобы как можно скорее переводить все на электронные карты, ставить такие карты на все суда, и тогда много маяков можно поснимать и не тратить на них деньги, и не использовать опасные источники питания», – комментирует Сергей Губернаторов, генеральный директор компании C-MAP Петербург, которая занимается разработкой электронных карт.

По словам Губернаторова, определение по GPS возможно по всей трасе Севморпути.

«Гидрографическое предприятие активно занимается созданием электронных карт, на это брошены все силы, практически весь регион закрыт. Осталось только, чтобы судовладельцы закупали оборудование и устанавливали у себя на судах, потому что оно не является обязательным. Можно оставить только те маяки, которые нужны не для навигации, а для ориентации – в случае отключения GPS,» – считает Губернаторов.

Уязвимость ритэгов

«Сам по себе ритэг не пригоден даже для террористических актов. Металлическую капсулу радиоизотопного источника тепла невозможно вскрыть без специального оборудования, а сам источник очень твердый», – считает Ярош.

Между тем, большинство ритэгов (130 из 163), которые планируется оставить на побережьи Северного морского пути, относятся к самому уязвимому типу «Бета-М», который не имеет сварных соединений и, как показала практика последних 15 лет, может быть разобран на месте эксплуатации с использованием обычного слесарного инструмента.

Максимальный сценарий ЦНИИМФ: количество ритэгов с продленным сроком службы на трассах Северного морского пути на январь 2011

Бета-М

Гонг

Горн

Эфир

Всего

Диксон

18

5

1

0

24

Игарка

42

0

0

0

42

Колыма

12

0

0

0

12

Певек

32

3

3

8

46

Провидения

26

0

8

5

39

Итого

130

8

12

13

163

Николай Кузелев, генеральный директор ВНИИТФА – инстута-разработчика ритэгов, – еще в 2003 году на страницах журнала «Атомная стратегия» признал, что «существует проблема уязвимости ритэг по отношению к террористическим актам, заключающимся в целенаправленном использовании радиоактивного материала, содержащегося в ритэг».

Кроме того, известно, что при повреждении защитной оболочки ритэга возможен выход радиоактивных веществ в окружающую среду. Так, в 2003 году на мысе Наварин (Чукотский автономный округ) был обнаружен аварийный ритэг, предположительно сбитый вездеходом оленеводческой бригады, стоявшей на Наварине в 1999 году. Повторное обследование ритэга выявило, что стронций начал выходить из ритэга в окружающую среду в результате «неизвестных теплофизических процессов». Это опровергло долгое время поддерживавшийся разработчиками ритэга тезис о практической неуязвимости капсул со стронцием.

Несколько случаев разукомплектации ритэгов охотниками за цветным металлом приводили к хищению капсулы: так в 1999 году капсула с излучением более 1000 рентген в час (в 20 см от поверхности) была обнаружена на автобусной остановке в Кингисеппе Ленинградской области. Для человека полученная доза свыше 100 рентген ведет к лучевой болезни, дозы однократного облучения выше 600 рентген считают абсолютно смертельными. Когда капсула вынута из ритэга, нахождение людей и животных вблизи источника (ближе 500 метров) представляет опасность для здоровья и жизни.

Тем не менее, по поводу многочисленных случаев разрушения ритэгов охотниками за цветными металлами, Ярош заметил, что «у нас есть и такие люди, которые в метро под поезд бросаются».

Такое же мнение высказал Сергей Брыкин, начальник Центрального информационно-аналитического центра системы государственного учета и контроля РВ и РАО: «Если посчитать количество ритэгов и число случаев с несанкционированной разборкой и сравнить с несчастными случаями при использовании автомобилей, метро, и даже лекарств – ритэг оказывается гораздо безопаснее».

Более того, по словам Яроша, опасность ритэгов можно считать достоинством, а не недостатком: «Ритэг защищен уже тем, что он опасен. Альтернативные источники будут воровать», – заявил он.

Программа утилизации ритэгов

В СССР было произведено около 1500 ритэгов, в основном для автономного питания маяков, расположенных на безлюдных побережьях. На сегодня срок службы всех ритэгов уже давно превышен. По большей части ритэги сейчас никем не охраняются, в лучшем случае осуществляется контроль один раз в год.

Ранее Росатом неоднократно заявлял о планах утилизировать все установки к 2011 году.

Работы по утилизации ритэгов проходят при поддержке Норвегии и США, ведутся переговоры с Германией, Канадой и Францией. На Северо-Западе при финансовой помощи Норвегии ритэги в маяках заменяются на солнечные батареи, план этих работ согласован до 2008 года. С начала 2001 и до конца 2005 года с трасс Северного морского пути вывезено 295 ритэгов, из них разобрано 214.

По словам Яроша, на 1 января 2006 года на трассе Северного морского пути оставалось 303 ритэга.

Также ведется разработка «мастер-плана» по выводу ритэгов из эксплуатации. Цель «мастер-плана» – координация действий западных доноров, определение приоритетов и устранение существовавшей до недавнего времени непрозрачности в расходовании средств.

«Мы сейчас перешли к промышленной стадии утилизации ритэгов, – сказал Брыкин. – Есть мощности и инфраструктура, позволяющие утилизировать 10-20 ритэгов в год». Все это осуществляется несмотря на то, что «вывоз ритэгов – очень непростое дело, и заменять их экономически нецелесообразно».

Конференция в Петербурге

На состоявшейся в Петербурге конференции были приведены данные о состоянии российской системы обращении с РВ и РАО. В соответствии с постановлением правительства РФ №1298, принятым в октябре 1997 года, такая система должна была быть создана к 1 января 2001 года.

Постановление №1298 наделило органы исполнительной власти субъектов федерации полномочиями по учету и контролю РВ и РАО на подведомственных им территориях. В 85 субъектах федерации, имеющих радиационно-опасные объекты, — всего Россия делится на 88 субъектов, — должны были быть созданы региональные информационно-аналитические центры (РИАЦ).

Между тем, по словам Брыкина, на сегодняшний момент такие центры созданы и функционируют в 66 регионах (78%).

В 2004 году такие центры функционировали в 39 субъектах России (45%)