Балтийская трубопроводная система начинает работать на полную мощность

ingressimage_0_1409_2.jpg

Таким образом, Санкт-Петербург становится одним из российских центров транспортировки нефти. Помимо Приморска, в регионе действуют нефтеналивные терминалы в портах Лужской губы, Высоцка, Выборга, и самого Петербурга. «Наращивание мощности транспортировки нефти для нашего региона вызывает беспокойство, тем более что при проектировании, строительстве и эксплуатации БТС уже был отмечен ряд нарушений», — говорит представитель петербургского отделения «Беллоны» Людмила Плющ. По расчетам академика Алексея Яблокова, тонна нефтепродуктов создает проблемы для жизни водных организмов на акватории площадью в 10 квадратных километров. Чтобы погубить Финский залив, по данным академика Яблокова, требуется всего 750 тонн нефти. В 2005 году объем транспортировки нефти и нефтепродуктов в морских портах России составил 232 млн. тонн. Около трети этого объема приходится на долю Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Краткая история Эпопея строительства БТС началась в 1997 году с указа президента и постановления правительства. Трасса БТС пересекает бассейн реки Невы и Ладожского озера, служащих источником питьевой воды для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Десятикилометровая граница зоны воздействия нефтепровода проходит по городским кварталам внутри Петербурга, при этом администрация города в согласовании проекта не участвовала. Альтернативные варианты прохождения БТС учтены не были. Заключение государственной экологической экспертизы, проведенной в 1999 году, носило противоречивый характер, что свидетельствовало о давлении со стороны государственной компании «Транснефти», дочернее предприятие которой является оператором БТС. Так, например, эксперты указали, что ущерб в случае аварии рыбным ресурсам региона — нерестилищам салаки — занижен в проекте почти в тысячу раз. Экспертиза потребовала доработки проектных документов, но такая доработка проведена не была, и строительство было начато в 2000 году на основании постановления правительства №522 того же года. Причем строительство было начато до окончания разработки технических условий на проектирование, строительство и эксплуатацию перехода БТС через Неву, и их согласования. В связи с упомянутыми нарушениями, в январе 2001 года петербургский эколог Александр Сутягин обратился в Верховный суд. Удовлетворить его требования суд отказался. Первая очередь БТС была открыта 27 декабря 2001 года. Мощность первой очереди составила 12 млн. тонн в год. Весной 2002 года в окрестностях города Кировска у перехода через Неву в трубопровод БТС была сделана несанкционированная врезка. Четыре тонны нефти вылилось на землю. В 2003 году БТС остановилась в связи с плановым ремонтом для устранения высокого уровня вибрации по трассе трубопровода. По данным Сутягина, это связано с нарушением сроков строительства, вместо четырех лет БТС была построена за полтора года. Расширение БТС В рамках расширения БТС на последнем этапе и доведения объема перекачки нефти до 65 млн. тонн были построены насосно-перекачивающая станция «Сестрорецкая», четыре резервуара емкостью 50 тысяч кубометров, новые причалы и очистные сооружения. Также были реконструированы действующие объекты. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ленинградской области. В соответствии с генеральной схемой перспективного развития порта «Приморск» наращивание мощностей по перегрузке нефти продолжится до 140 млн. тонн нефти в год. Это будет достигнуто за счет формирования двух портовых районов – «Ермиловского» и «Высокинского». «Надо не забывать ещё и о том, что наполнение БТС обеспечивают магистральные трубопроводы со сроком эксплуатации более 30 лет, и вероятность аварии на них очень высока, — говорит Плющ. — И при этом планируется дальнейшее увеличение мощности БТС, что приведет к ещё большему увеличению нагрузки на окружающую среду».

Рашид Алимов

rashid@ecoperestroika.ru