News

Под марками экологической безопасности

Опубликовано: 22/03/2006

Автор: Вадим Гладилов

Экологически чистых продуктов в природе не существует. Мы можем лишь стремиться к тому, чтобы они были более экологически безопасными. Это утверждение стало лейтмотивом пресс-конференции, которую вчера провел в рамках форума «Эко-Экспо 2006» Санкт-Петербургский экологический союз.

В программу форума, проводимого уже в пятый раз, вошли практическая конференция «Экологическая безопасность продукции и услуг и качество жизни: требования для детей», семинар «Потребительский рынок и экознаки. Продвижение продукции путем подтверждения ее экологического качества», круглый стол «Экология дома: мифы и реальность», национальный конгресс «Дети: формирование здорового образа жизни. Современные оздоровительные технологии. Агрессивные факторы окружающей среды».
В рамках форума также прошли выставки «ЭКО — стиль жизни» и «Pro — ЭКО», на которых были представлены продукты и промышленные товары, изготовленные с соблюдением всех экологических требований. Кроме того, были подведены итоги конкурса «Самый экологичный товар», победителем которого стала продукция фирмы «БалтПак».

В Санкт-Петербурге сейчас предпринимаются настойчивые попытки создать единую систему экологического маркирования продукции. Покупаем, например, буханку хлеба, а на целлофане стоит знак «Листок жизни». И сразу ясно, что этот хлеб не только экологически безопасен, но также безопасны все этапы его производства. Поскольку, чтобы стать обладателем этой марки, предприятию приходится пройти целый комплекс исследований, проверок и тестов, которым подвергаются исходное сырье, технологии, инструменты и оборудование, квалификация изготовителей и, конечно, готовый продукт. Причем, с получением марки предприятие от жесткого контроля не освобождается. Но зато получает потенциальные преимущества — начиная от рекламы и заканчивая укреплением имиджа и увеличением объемов продаж.

В принципе, знак «Листок жизни» — лишь один из целой серии, которая должна стать «душой» создаваемой в городе системы добровольной сертификации товаров, работ и услуг «Петербургская марка качества». Впервые узнав об этом, каюсь, тут же вспомнил о существовавшем в СССР «Знаке качества», который хорошо начинался, потом стал дискредитировать себя появлением у недобросовестных производителей, а затем умер еще до кончины Союза. А были еще и Госприемка, и многие другие меры по повышению качества выпускаемой продукции… Не было только одного: хорошей зарплаты за хорошую работу.

Вполне возможно, что сейчас инициаторы рискуют наступить на те же грабли. На пресс-конференции журналисты спросили у заместителя председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Н.Сорокина, поддерживает ли его ведомство тех производителей, кто вкладывается в улучшение «экологичности» продукции. И услышали в ответ: «Только морально». А ведь по признанию тех, кто решился пойти на добровольную сертификацию, связанную с непростыми испытаниями, отдача весьма незначительная: объем продаж увеличивается лишь на 3-5%. И никаких других преимуществ, кроме несколько повысившейся возможности получать время от времени городские заказы.

По словам Семена Гордышевского, председателя Санкт-Петербургского экологического союза, желающих провести добровольную сертификацию своих товаров и услуг сейчас насчитывается десятки — дело ведь достаточно новое. Вряд ли стоит ждать, что все наши предприниматели и бизнесмены ринутся заниматься этим. Однако, природа, как известно, пустоты не терпит. И если сегодня рынок экологически безопасных продуктов достаточно безлюден, то завтра он может быстро заполниться. В прошлом году попытки открыть в нескольких магазинах города отделы экологически безопасных продуктов успехом не увенчались — не удалось собрать соответствующий ассортимент, а тем более поддерживать его оборот.

Но сейчас вновь предпринимается такая же попытка, правда, в магазинах сетей Паттерсон и Лента планируется открыть в мае не отделы, а только полки с такими товарами. На это, как говорится, все нужное собирается. И если все пройдет успешно, то есть получит хорошую оценку у покупателей, то мы можем стать свидетелями эффекта снежного кома, летящего с горы. Тогда — горе отстающим, за экологическими марками выстроится очередь. Тем более, что широкие массы населения активно поглощают все новые знания и об экологически безопасной продукции задумываются все серьезней.

bodytextimage_0_1407_2-7..JPG