Субъектам расширяют полномочия

ingressimage_4_1407_2-1..jpg

В этой статье предлагаем вам анализ федерального законодательства, которое является базой для законодательства регионального. Соответственно законы, принимаемые на местах, не должны вступать в противоречие с законами, принятыми на федеральном уровне. Если же региональный закон противоречит федеральному, он должен быть отменен решением суда.

Учитывая данную правовую норму, закрепленную Конституцией Российской Федерации, вы, обнаружив несоответствие законодательства на региональном уровне, можете обратиться в суд или в юридическую службу нашего журнала для приведения регионального правового акта или нормы в соответствие с действующим законодательством.

Итак, ст.72 Конституции РФ регулирует предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Это имеет большое значение, поскольку субъекты Федерации находятся ближе к интересам населения, проживающего на их территории. В связи с этим представляет интерес вступивший в силу Федеральный закон от 31 декабря 2005 года ФЗ-№199 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Данный закон вносит ряд изменений в законодательные акты Российской Федерации, а именно:

В соответствии с внесенными изменениями в ФЗ-№7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», органы государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, могут обращаться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Статья 7.1 относит к вопросам местного значения городских, сельских поселений организацию сбора и вывоз бытовых отходов и мусора. Статья 68 посвящена вопросам общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль).

Внесены изменения и в ст.ст.3,6 ФЗ-№ 52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где к полномочиям субъектов РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения теперь относится обеспечение своевременного информирования населения субъекта РФ о состоянии среды обитания.

Внесены изменения в ФЗ- № 96 от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха», где к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, помимо введения ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, теперь относится и предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

Внесены изменения в ст. ст. 47, 51, 63, 120, 121 Лесного кодекса РФ, которыми ряд полномочий Российской Федерации в части осуществления прав пользования и распоряжения лесами, их охраной, защитой и воспроизводством, передан органам государственной власти субъектов РФ.

Внесенные изменения в ст. ст. 6, 29, 49, 59, 60 Градостроительного кодекса РФ, которыми расширены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и государственной экспертизы проектной документации.

Существенно затронули эти изменения и ФЗ -№174 от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе». Теперь органы государственной власти субъектов РФ в области экологической экспертизы осуществляют организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, принимают нормативные правовые акты в области экологической экспертизы объектов регионального уровня, осуществляют контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю.

26 декабря 2005 года вступил в силу Федеральный Закон ФЗ-№ 183 «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который предусматривает увеличение штрафных санкций за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Изменения затронули ст. ст.8.1-8.4 КоАП РФ, в которых многократно увеличен, особенно в отношении юридических лиц, штраф за несоблюдение требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении строительства, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, увеличены штрафы за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, нарушение законодательства об экологической экспертизе. Введена новая санкция — для лиц, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц штраф может быть заменен административным приостановлением деятельности на срок до 90 дней.

Глава 8 КоАП РФ дополнена статьей 8.41 «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду», которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 60 МРОТ, на юридических лиц — от 500 до 1000 МРОТ. Рассматривают дела об экологических административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический контроль.

В Санкт-Петербурге в связи с расширением полномочий субъектов РФ в области охраны окружающей среды 14 декабря 2005 года принят закон Санкт-Петербурга «О городском экологическом контроле в Санкт-Петербурге и административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды». Органы государственного экологического контроля должны осуществлять контроль за реализацией проектных решений, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. «Городской экологический контроль — система мер, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды», — говорится в Законе. В соответствии со ст. 3 Закона: «Объектами экологического контроля являются объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю». К полномочиям исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющего городской экологический контроль, относятся, в частности:

• проверка работы очистных сооружений, средств контроля, соблюдение нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и т.д.;
• подготовка предложений органам лицензирования о приостановлении действия лицензий при невыполнении природопользователем установленных в лицензиях требований в области охраны окружающей среды;
• привлечение виновных лиц к административной ответственности в пределах своих полномочий;
• предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В случае выявления вреда, нанесенного окружающей среде, виновным направляется требование о добровольном возмещении вреда. При отказе нарушителя решение принимается в судебном порядке. Органы, осуществляющие экологический контроль, вправе обратиться в суд с ходатайством о возмещении расходов на проведение соответствующих исследований и экспертиз. Ст. ст.10-12 Закона установлены штрафные санкции за неповиновение и невыполнение требований должностного лица.

Положительным, во всех изменениях, является то, что защита экологических прав граждан становится обязанностью не только населения, но и государства, его должностных лиц.

Будем надеяться, что законодатель не ограничится внесенными изменениями, а на федеральном уровне будут приняты важнейшие для страны законы:

• Лесной, Водный кодексы, Закон о Недрах,
• «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»,
• «О зонах экологического бедствия»,
• «Об экологическом контроле»,
• «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»,
• «Об обязательном экологическом страховании»,
• «Об ответственности юридических лиц, должностных лиц и граждан за ущерб, нанесенный окружающей среде»,
• будут установлены налоговые и иные льготы субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих внедрение новых технологий и иных природоохранных мероприятий.

Назрела необходимость принятия Экологического кодекса, как с целью замены большого числа законов и нормативных актов в области окружающей среды, так и к более четкому разграничению полномочий региональных и федеральных властей.

Теперь о ложке дегтя. Российское законодательство гарантирует, что информация о состоянии окружающей среды и любая экологическая информация должна регулярно распространяться государственными органами. Своевременность информации является одним из условий обеспечения прав граждан.

Тем не менее, на днях правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект «Об информации, информационных технологиях и защите информации», видимо, взамен принятого в 1995 году ФЗ-24 «Об информации, информатизации и защите информации».

В соответствии со ст. 4 законопроекта, в зависимости от категории доступа, информация делится на общедоступную (список которой заметно сокращен) и информацию, доступ к которой ограничен федеральным законом или законом субъекта РФ (список которой, вероятно, будет заметно расширен).

Кроме этого, законопроект не затрагивает круг вопросов, которые регулировались предыдущим законом, в частности, вопроса качественного информационного обеспечения граждан, в том числе, и в экологической сфере.

В связи с изложенным очень интересно, каким же будет законопроект, внесенный в Государственную Думу президентом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в котором детально прописана процедура рассмотрения обращений с указанием сроков и ответственных, и подписанный президентом РФ Указ от 11.02.06 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».

Кроме того, законодательным собранием Санкт-Петербурга, которому, видимо, до слез надоели граждане, требующие остановить вырубку зеленых насаждений во дворах, возведение торговых комплексов и автозаправок в местах массового отдыха горожан, прекратить уплотнительную застройку и т.д., принят в первом чтении закон, который вносит изменения в обязательную процедуру общественных слушаний, регламентированную законом Санкт-Петербурга «Об участии граждан в принятии общественно важных градостроительных решений».

В некоторых случаях проведение общественных слушаний становится просто необязательным, а там, где общественные слушания обязательными останутся, — их будут проводить с существенно менее жесткими требованиями в части предварительного информирования граждан, уменьшенными сроками на подачу гражданами своих возражений к проектам и получение застройщиками разрешений на строительство в городской черте, сроки принятия решений по строительству сокращаются с трех месяцев до 35 дней, законом не предусмотрено проведение повторных общественных слушаний, а также отсутствует процедура участия муниципальных органов власти.

Проанализировав изложенное и отведав разбавленного дегтем меда, тем не менее, постараемся остаться оптимистами и поверить, что затронутые изменения не слишком отдалят Россию от присоединения к Орхусской конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Будем надеяться, что наше общество «воспрянет ото сна» и защитит свое право на благоприятную окружающую среду в рамках, установленных законом.

Пишите нам.

Нина Поправко