News

Ликвидация разливов нефти в Кольском заливе и Баренцевом море

Учения в Кольском заливе по ликвидации разливов нефти в июне 2005 года
Анна Киреева

Опубликовано: 21/02/2006

Автор: Анна Киреева

В середине февраля в Мурманске состоялся семинар, основной темой которого стала ликвидация аварийных разливов нефти в Кольском заливе и Баренцевом море.

Семинар был организован правительством Мурманской области совместно с норвежской компанией «Статойл АСА». Мероприятие прошло в рамках подписанного Меморандума о взаимопонимании по технико-экономическому сотрудничеству, подписанного между правительством Мурманской области и «Статойлом».

В рамках реализации протокола стороны совместно планируют создать в Мурманске лабораторию по изучению состава и свойств нефти, поставить оборудование по ликвидации аварийных разливов нефти Мурманскому бассейновому аварийно-спасательному управлению (МБАСУ), а также разработать программу экологической безопасности региона.

Прогноз развития ситуации в Северо-Западном секторе Арктики
Председатель Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Николай Бичук представил прогноз развития ситуации в Северо-Западном секторе Арктики. По его словам, к 2010 году объемы транспортировки нефти в регионе должны возрасти до 20-50 миллионов тонн в год. Кроме того, в будущем ожидается существенное увеличение объемов геологических работ в Северо-Западном секторе Арктики.

Говоря о разработке Штокмановского месторождения, Бичук отметил, что к разработке этого и Приразломного месторождений ожидается приступить к 2010 году.

Естественно, региональное правительство cвязывает с освоением Арктического шельфа надежды на улучшение социально-экономического положения в регионе. По словам Бичука, освоение Арктики должно привести и к увеличению поступлений в бюджет и притоку инвестиций, снижению импортной зависимости региона в области оборудования и высоких технологий; к созданию новых рабочих мест и повышению качества жизни населения.

В то же время правительство Мурманской области предпринимает усилия по увеличению уровня экологической безопасности. Уже разработан и утвержден план ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) в Северо-Западном секторе Арктики (для акваторий Баренцева и Белого морей, входящих в оперативную зону МБАСУ), регулярно проводятся учения МБАСУ и МЧС по спасению людей и устранению последствий аварийных разливов нефти.

В то же время, Бичук отметил, что существует острая необходимость в наличии действенной системы межгосударственного обмена информацией, прогноза возникновения чрезвычайных ситуаций, создания адекватных средств и методов ликвидации последствий загрязнения морской воды.

Основные проблемы работы в регионе
По словам вице-президента по экологическим вопросам«Статойла» Бьорна Кристофферсена, главной задачей компаний, которые придут работать в регион, будет сохранение биоразнообразия и максимальное ограничение выбросов. Кристофферсен озвучил ряд основных экологических проблем, с которыми столкнутся нефтегазовые компании во время работы в этом регионе.

Первой из проблем, по его мнению, является разработка стандартов экологической безопасности и технологий, которые позволят добиться «нулевого выброса». По его словам, в настоящее время требования уже достаточно жесткие, но должны быть еще жестче. Он считает необходимым разработать технологии для мониторинга состояния окружающей среды и утилизации балластных вод.

Второй серьезной проблемой является недостаток знаний об экосистеме региона. Кристофферсен считает необходимым заложить основы для соответствующих исследований и проводить сами исследования.

«Мы должны работать вместе», — утверждает представитель Статойла, говоря о важности тесного сотрудничества между Россией и Норвегией в Баренцевом море.

«Статойл» хотел бы видеть остров Шпицберген основной территорией для исследований в Арктике. У компании уже есть своя лаборатория на острове и норвежская компания надеется на то, что российские специалисты смогут принять участие в исследованиях, проводимых на острове.

Среди других важных задач были названы разработка методов борьбы с аварийными ситуациями, установление хороших отношений с коренными народами и рыбаками.

Борьба с аварийными ситуациями
Разработка методов борьбы с аварийными ситуациями — это вопрос, который волновал каждого из участников мероприятия.

Ни для кого не секрет, что в основном только правительства тех стран, которые пережили серьезные аварии, выделяют серьезные средства на покупку оборудования для ликвидации разливов и финансируют его создание.

По словам Тура Кристиана Слетнера из Норвежской береговой охраны, Норвегии удалось избежать больших аварий, несмотря на многолетний опыт работы в нефтегазовой сфере. По его словам, норвежские власти хотели бы сотрудничать с российскими федеральными властями на государственном уровне, чтобы разработать общий национальный подход к сотрудничеству в обеспечении экологической безопасности работ на море и согласованности при разливах.

«Сегодня случается слишком мало нефтяных аварий», — рассказал Слетнер. По его словам, как это ни парадоксально, но чем меньше аварий происходит, тем ниже интерес со стороны властей к разработке оборудования для ликвидации последствий этих аварий.

На сегодняшний день не так много компаний готово вкладывать большие деньги в оборудование для ликвидации нефтяных разливов, по этому очень важно, чтобы официальные власти выделяли средства на разработку оборудования.

«Мы с вами в одной лодке, в одном регионе, а нефтяные пятна не знают границ», — заявил Слетнер, настаивая на важности сотрудничества властей и промышленности обеих стран.

Сбор нефти в ледовых условиях
Норвегия проводит исследования действия на нефть различных атмосферных явлений. Для правильной координации при ликвидации разлива важно знать состав разлившейся нефти.

В настоящее время существует несколько концепций поведения при разливе нефти в ледовых условиях. Специалисты предлагают диаметрально противоположные меры: сжигать нефть, использовать большие суда для того, чтобы отдрейфовать лед и попытаться проводить работы на открытой воде, или наоборот, разбить лед и потом собирать нефтепродукты.

В конце 1980-х — начале 90-х годов в Норвегии была развернута большая программа исследовательских работ по изучению поведения и изменений свойств нефти, разлившейся в ледовых условиях. В 1993 году был проведен эксперимент, в ходе которого 27 м3 нефти было разлито между двумя большими глыбами льда. В течение 10 дней специалисты отслеживали состояние льда, нефти на льду и подо льдом, ежедневно анализируя отобранные пробы.

Это был крупнейший эксперимент подобного рода в Норвегии, а возможно, и в мире. Он проводился на границе зоны обледенения (между островами Медвежий и Надежды).

Воздействие льда на состояние нефти
В результате эксперимента было выявлено, что обычный анализ и обычные средства реагирования не очень эффективны в ледовых условиях, и этому есть ряд причин. Во-первых, лед влияет на маневренность, эффективность и способ развертывания таких технических средств как нефтесборщики-скиммеры и боны. Например, если отодвигать лед для сбора нефти скиммером, нефтяная пленка становится все тоньше и тоньше, и фактически аппарат будет собирать одну воду.

Кроме того, лед погашает волнение на море, что влияет на поведение нефтепродуктов. Большую сложность представляют низкие температуры в Арктике, наличие полярной ночи, удаленность от населенных территорий и низкий уровень инфраструктуры. Полярная ночь, например, затрудняет определение местоположения нефтяных пятен, а низкие температуры приводят к увеличению вязкости нефти — она просто теряет текучесть.

Большую сложность представляет прогнозирование поведения нефтяного разлива в ледовых условиях. Существует концепция использования вибрации, которая загоняет лед под воду, в результате чего нефть поднимается на поверхность. Но подобная технология нуждается в серьезной доработке.

Решение проблем
По мнению участников семинара, для обеспечения экологической безопасности при работе в Арктических условиях необходимо серьезно отнестись к целому ряду проблем, требующих решений и доработок.

Прежде всего, существует необходимость в перепроектировании боновых заграждений, скиммеров и другого оборудования для сбора нефти, доработка этого оборудования для работы в ледовых условиях. Нужно доработать большинство средств, регулярно использующихся для ликвидации аварийных разливов, проработать возможности использования диспергентов, расширить знания о поведении нефти в ледовых условиях.

Все участники семинара согласились с выводом: независимо от количества оборудования, нужно уметь правильно и оперативно его использовать, для чего нужны регулярные учения.