News

Дума требует прекратить переработку ОЯТ

Опубликовано: 07/02/2006

Автор: Вера Пономарева

Резолюция, подготовленная комитетом по экологии Государственной думы, призывает прекратить переработку отработавшего ядерного топлива на «Маяке».

Сегодня, 8 февраля, комитет Государственной думы по экологии обсудит проблемы, связанные с деятельностью комбината «Маяк» в Челябинской области.


Резолюция, которая должна быть рассмотрена на заседании, призывает остановить переработку отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) на предприятии, а также отозвать у «Маяка» лицензию на переработку. «В последние годы радиологическая обстановка в районе расположения ПО «Маяк» оценивается как ухудшающаяся», — говорится в резолюции.


«Особую опасность представляет ТКВ [Теченский каскад водоемов], т.к. существует вероятность переполнения водоемов и разрушения гидротехнических сооружений и выноса радиоактивных веществ в открытую гидрографическую сеть Теча — Исеть — Тобол — Иртыш – Обь. Однако потенциальная опасность остается до тех пор, пока не будет прекращена переработка ОЯТ», — гласит резолюция.

—>
Текст резолюции, предлагающей прекратить переработку ОЯТ, вызвал поддержку экологов, которые борются за это уже много лет.


« Прекращение переработки ОЯТ на Маяке станет революционным шагом, которого мы требовали от властей на протяжении почти 15 лет. Хватит ли у депутатов смелости сказать правду и остановить радиоактивное загрязнение России — это все еще большой вопрос », — заявил сопредседатель группы «Экозащита!» Владимир Сливяк.


Надежда Кутепова, председатель экологической организации «Планета Надежд» в городе Озерске, также одобрила содержание документа. «Я приветствую этот пункт [о прекращении переработки и сбросов], потому что он решил бы многие проблемы «Маяка». По крайней мере, ситуация перестала бы ухудшаться», — сказала Кутепова в разговоре с корреспондентом «Беллоны.Ру».


«Резолюция неожиданно хорошая, я готов подписаться под каждым пунктом», — заявил «Беллоне.Ру» лидер партии «Зеленая Россия» академик Алексей Яблоков.

Депутаты просят денег для Росатома?

В резолюции депутаты сформулировали ряд рекомендаций для улучшения обстановки на «Маяке». Так, предлагается наконец принять социальные, медицинские и правовые меры, предусмотренные федеральными целевыми программами, такими как «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», «Ядерная и радиационная безопасность России».


Кроме того, депутаты выступают за утверждение новой ведомственной целевой программы «Комплексный план мероприятий на 2006—2008 годы по обеспечению решения экологических проблем, связанных с деятельностью ФГУП «ПО «Маяк». В рамках этой программы депутаты предлагают провести следующие мероприятия: прекратить переработку ОЯТ со сбросом РАО в водоемы; реконструировать гребень плотины №11; построить 1-ю очередь общесплавной канализации с отводом сточных вод в левобережный канал ТКВ.


«Создается такое впечатление, что комитет просто поддержал просьбу Росатома выделить средства для проведения этих мероприятий, — считает Яблоков. — Когда Росатому нужны деньги, он сразу признается, что у него все плохо».


Владимир Сливяк сомневается в том, что целью резолюции является выделение денег Росатому. «Я мог бы в это поверить, если бы в Комитете по экологии не сидели люди из Минсредмаша, всегда защищавшие атомпром. Вряд ли они могли отказаться от своих политических установок ради мелких сиюминутных интересов», — сказал Сливяк в интервью «Беллоне.Ру»


В рамках новой целевой программы депутаты предлагают провести следующие мероприятия: прекратить переработку ОЯТ со сбросом РАО в водоемы; реконструировать гребень плотины №11; построить 1-ю очередь общесплавной канализации с отводом сточных вод в левобережный канал ТКВ.


Почему депутаты считают необходимым реконструировать гребень плотины, а не всю плотину целиком, и в чем преимущество общесплавной канализации перед другими технологическими решениями, в проекте резолюции не объясняется. Между тем, по мнению Яблокова, такие проекты должны предлагаться на конкурсной основе с привлечением общественной экологической экспертизы.


«Если бы государственные структуры предложили программу действий, а общественные организации провели общественную экологическую экспертизу этой программы — это было бы правильно», — считает Яблоков.

Взаимодействие с общественностью

В январе 2006 года по инициативе главы Росатома Сергея Кириенко была создана рабочая группа по решению проблем «Маяка». Впервые к сотрудничеству с атомщиками в этом вопросе привлечены экологи и правозащитники, давно критиковавшие бездействие чиновников и руководителей «Маяка». Рабочая группа должна провести конкурс среди общественных организаций на лучшие социальные и экологические проекты. На гранты Минатом выделил 12 миллионов рублей.


Экологи с надеждой восприняли инициативу нового главы Росатома. «Открытый конкурс для общественных организаций — это беспрецедентная инициатива Росатома. Мы надеемся, что это даст возможность реальной разработки предложений», — заявила Наталья Миронова, участница рабочей группы, председатель «Движения за ядерную безопасность», в интервью «Беллоне.Ру».


Вместе с тем, слова участников процесса свидетельствуют о том, полномочия рабочей группы ограничены и довольно расплывчаты. Как пояснила корреспонденту «Беллоны.Ру» Надежда Кутепова, деятельность экологов, по замыслу Росатома, должна касаться лишь последствий выбросов, то есть социальных, медицинских, правовых проблем. С другой стороны, задачи и возможности общественных организаций сформулированы предельно широко. «Мы будем рады любым предложениям», — заявил Игорь Конышев, советника руководителя Росатома, в интервью «Беллоне.Ру». Таким образом, создается впечатление, что организаторы сами не очень четко представляют себе цели создания рабочей группы и возможную роль общественных организаций в решении экологических проблем.


По словам Конышева, у Кириенко уже был опыт взаимодействия с общественностью во время работы в комиссии по уничтожению химического оружия.


«Это чистое вранье, никакого взаимодействия не было», — заявил «Беллоне.Ру» председатель союза «За химическую безопасность» Лев Федоров.


По словам Федорова, Кириенко применял «классовый подход» к общественным организациям: «некоторые из них он нежно любил, какие-то очень не любил, а какие-то специально изобрел». В качестве примера «изобретенной» организации Федоров назвал организацию «Чистый дом» в Саратовской области. По словам Федорова, в нее были вложены большие деньги, однако организация лишь имитировала бурную деятельность.


Многие экологи опасаются, что рабочая группа по проблемам «Маяка» создана Росатомом для собственного пиара, и общественные организации так и не получат возможности повлиять на решение наиболее существенных вопросов.


«Мы должны сделать все, чтобы эта инициатива не превратилась в пиар-кампанию, обеляющую «Маяк» руками общественных организаций», — сказала Наталья Миронова.


Алексей Яблоков считает, что при такой постановке задачи участие общественных организаций не имеет смысла, а рабочая группа создана для того, чтобы экологи «не ворчали».

Общественный совет при Росатоме

С приходом Кириенко возродилась идея общественного экологического совета при Росатоме. Такой совет, в котором были представлены общественные деятели, а также руководители и эксперты Минатома, был впервые создан несколько лет назад под председательством Александра Румянцева.


Однако более двух лет назад Минатом по собственной инициативе прервал работу прежнего Общественного совета, и ни один из поставленных тогда по инициативе общественности вопросов так и не был рассмотрен.


Задачей нового общественного совета станет «привлечение институтов гражданского общества к формированию политики в области использования атомной энергии», а также «коллективная выработка рекомендаций для принятия решений в области использования атомной энергии, охраны окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности», — говорится в проекте положения об Общественном совете Росатома.


Состав нового Общественного совета существенно отличается от старого. От имени общественных экологических организаций в состав cовета планируется включить лишь троих из 20 членов прежнего совета. Это Сергей Барановский, президент Российского Зеленого Креста, Анатолий Назаров, председатель экологического комитета «Союза Чернобыль» и Владимир Кузнецов, руководитель программы по ядерной и радиационной безопасности Российского Зеленого Креста.


Подавляющее большинство в составе Совета составляют непосредственные сотрудники Росатома и аффилированных структур.


Наконец, «среди членов Совета есть лица, прежде не замеченные в какой-либо активности, связанной с проблемами атомной отрасли», — говорится в заявлении экологов.


«При таком подходе к взаимодействию с общественностью Росатому будет не просто решать благородные задачи, поставленные им перед Общественным советом», — заявляют экологи.