News

Программа по предупреждению разливов нефти — «формальная бумажка»?

Опубликовано: 02/02/2006

Автор: Анна Киреева

В конце 2005 года в России произошел целый ряд событий, связанных с загрязнением окружающей среды нефтепродуктами. Готова ли к разливам нефти Мурманская область?

По данным Мурманского Бассейнового аварийно-спасательного управления (МБАСУ) и Арктической специализированной морской инспекции, за прошедший год в акватории Мурманской области не произошло ни одной аварии, связанной с разливом нефтепродуктов.


Андрей Меренков, и.о. начальника Спецморинспекции в интервью «Беллона.Ру» так прокомментировал ситуацию: «Безаварийный год работы в первую очередь объясняется снижением объемов перевалки нефти через Кольский залив, а также повышением профессионализма работников нефтегазовой сферы в связи с регулярными учениями».


Последние инциденты в России

Между тем, ситуация с инцидентами по России в целом не вызывает оптимизма. Осень ушедшего года охарактеризовалась множественными нефтяными авариями во Владивостоке. В конце октября произошла утечка 50 тонн мазута со склада Тихоокенского флота, которая привела к загрязнению пляжей в центре города. Через пару недель в рыбном порту из нефтехранилища в море попало около трех тонн мазута.


В середине октября в Архангельске на нефтебазе компании «Роснефть-Архангельский нефтепродукт» взорвался резервуар, что привело к гибели рабочих. Во избежание человеческих жертв проводилась эвакуация населения из близлежащих жилых районов.


10 ноября в Ненецком автономном округе на Таравейском нефтяном месторождении из скважины компании «Нарьянмарнефтегаз» произошел выброс нефти с глубины 2400 метров. Фонтан, высотой около 100 метров, сильным порывом ветра был распылен над тундрой по площади до семи гектаров. По предположительным подсчетам разлилось около 10 тонн. Официальная информация выбросе появилась лишь вечером на следующий день.


Информацию о разливах нефти пытаются скрыть», — так прокомментировал ситуацию председатель Ассоциации экологических организаций Архангельской области Сергей Федоров.


«Даже такую маленькую аварию не удается быстро и своевременно устранить, так как нет современных средств сбора нефти. А что будет, когда произойдет какая-нибудь крупная авария?! Выброс нефти на скважине, взрыв на нефтебазе, разлив нефти на Онежском побережье — все это предупреждение природы о предстоящей экологической катастрофе, которая произойдет из-за халатности людей. Все происшествия показывают, что люди просто не готовы к экологической катастрофе», — считает Федоров.




Ликвидация разливов

По классификации разливы бывают трех уровней, минимальный из которых — локальный (до 500 тонн). По ЛАРНу (план ликвидации аварийных разливов нефти), имеющемуся в любой компании, деятельность которой связана с транспортировкой или хранением нефти и нефтепродуктов, эта компания должна справляться с таким разливом самостоятельно, либо использовать силы МБАСУ, если с ним заключен контракт.


При разливе регионального уровня (от 500 до 5 тыс тонн) оператор обязан сообщить о разливе в Спасательный координационный центр в Мурманске, который оповещает об аварии все спецслужбы. После этого пятно ограждается бонами (которые локализуют его, не давая пятну расплыться). Собирается комиссия по чрезвычайным ситуациям.


Разливы от 5 тыс тонн относятся к федеральному уровню. Это большая авария, для устранения которой собирается уже расширенный штаб руководства операцией.


В разговоре с «Беллоной.Ру» Председатель Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области Николай Бичук заявил, что на сегодняшний момент область неспособна устранить нефтяные аварии с разливом нефти свыше пяти тыс тонн. По его словам, пока регион миновали крупные аварии, но «случись что, в настоящее время в МБАСУ нет средств и оборудования для сбора нефтепродуктов такого объема».


О готовности ликвидировать такой разлив «Беллона.Ру» спросила и представителей МБАСУ. «Сколько надо, столько и будем ликвидировать: вопрос только в том, сколько времени это займет», — прокомментировали они.


Все собранные при ликвидации аварии нефтепродукты и нефтеводяную смесь собираются либо в танкер, или в специальную емкость, которая в последующем отправляется на переработку. Если в результате сбора нефти пленка нефтяного пятна становится тоньше 0,1 мм, штаб дает команду о прекращении сбора нефти. Оставшиеся нефтепродукты обрабатываются сорбентами.


В крайних случаях, когда пятно движется, например, к заповедным местам, его могут обрабатывать диспергентами. Они расщепляют нефтяную пленку, не давая ей распространяться. Но диспергенты крайне негативно влияют на окружающую среду, из-за чего их применяют в крайних случаях и только с разрешения областного комитета по природным ресурсам. По словам сотрудника МБАСУ Владимира Пархемовича, в Мурманской области диспергенты еще никогда не применялись.


Программа по обеспечению экологической безопасности

В настоящее время в Мурманской области разрабатывается программа по обеспечению экологической безопасности Кольского залива, прилегающего шельфа России и Норвегии при добыче, транспортировке нефти, сжиженного газа, нефтепродуктов.


Эта достаточно амбициозная программа направлена на снижение рисков нефтяных аварий. Планируется создание единого ситуационного центра в Мурманской области и Норвегии по прогнозу, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всем морском пространстве Евро-Арктического региона, а также создание информационного центра.


Также планируется составление сводного плана ЛРН (ликвидации разливов нефти) по Кольскому заливу и регионального плана ЛРН по Баренцеву морю, создание общей системы безопасности при доставке, отгрузке и транспортировке нефти, строительство экологической площадки по утилизации всех видов отходов, в том числе и опасных нефтесодержащих отходов и продуктов аварийных разливов нефти.


Программа обещает многое, но ее реализация вызывает большие сомнения. О каком воплощении задач по охране окружающей среды можно говорить, если один из соавторов программы в комитете по природным ресурсам области в разговоре с «Беллоной.Ру» назвал ее «формальной». Естественно, возникает мысль, что при формальном настрое уже на стадии создания программы, в результате появится еще один документ, не имеющий никаких шансов на выполнение.


Что же послужило причиной создания «формальной бумажки»? Как-то не верится, что это — искренняя забота об охране природы. Может быть, тот факт, что в бухте Киркенеса (в 250 км от Мурманска) Норвегия установила танкер-накопитель объемом 300 тыс тонн, и этот танкер становится серьезным конкурентом мурманской нефтеперевалки. В Киркенесе и стоимость услуг в десятки раз меньше, и стандарты экологической безопасности более высокие, чем в России.


Может быть, данная программа экологической безопасности и разрабатывается для убеждения компаний пользоваться Мурманскими услугами? Эти вопросы пока остаются без ответов.

—>
Рабочий документ «Беллоны»

В конце декабря 2005 года «Беллона» опубликовала рабочий документ «Нефтегазовый комплекс Северо-Европейского округа России». По словам одного из авторов, Нины Лесихиной, «мы создали своего рода информационную базу для дальнейшей деятельности».


При подготовке документа акцент делался на анализе возможных путей развития нефтегазового комплекса в Северо-Европейском регионе и соответствующих экологических рисках, возможных при увеличении объемов добычи и транспортировки углеводородов.


«Мы хотели показать, что нефтяники подвергают опасности чувствительную экосистему северных регионов. У них нет опыта и технологий добычи, отсутствует система экологического мониторинга. Наша задача — заставить экологические службы действовать более эффективно и с учетом особенностей региона», — рассказала Нина Лесихина.


По мнению норвежских специалистов «Беллоны», в Баренцевом море добыча нефти производиться вообще не должна. Природная среда региона изучена крайне мало: изучено только 10% донной поверхности, недостаточны знания о 135 из 150 видов живых организмов, обитающих в Баренцевом море. Соответственно непредсказуемы и последствия возможных аварий. В результате своей многолетней работы в Норвегии «Беллона» заставила нефтегазовые компании и норвежское правительство постоянно предпринимать усилия по сокращению угрозы негативного влияния на чувствительную экосистему северных морей при добыче и транспортировке нефтепродуктов.