Лесной кодекс: хотели как лучше?

c4c774316fc420bb5b77a21235282900.jpeg

Волны начало…
Было много проектов Лесного кодекса (по крайней мере, больше двадцати), он создавался больше двух лет, и очень трудно было следить за динамикой этого документа. Кодекс рождался в недрах Министерства экономического развития и торговли (неофициально его разрабатывала команда Германа Грефа), специалисты практически не привлекались. Отдельные экспертные оценки, которые туда поступали, не учитывались и, несмотря на все попытки ученых и экологов как-то повлиять на содержательную часть этого кодекса, они не были услышаны.

Когда в июле 2005 года 103 депутата Государственной Думы РФ направили президенту обращение с предложениями возвратить проект Лесного кодекса правительству и переработать его с учетом требований граждан, Совет Федерации рекомендовал Государственной Думе организовать всенародное обсуждение проекта Лесного кодекса.

15 сентября 2005 года Комитет по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Торгово-промышленной палаты РФ дал отрицательную оценку проекту Лесного кодекса: «Предложенный правительством Российской Федерации проект Лесного кодекса по форме отражает требования проводимой в стране административной реформы, но его содержание не учитывает специфики лесных отношений и на практике приведет к экономическим потерям для государства, росту социальной напряженности в лесных поселках и негативным экологическим последствиям. Принятие нового Лесного кодекса без учета мнения делового лесного сообщества ведет к переделу лесной собственности и разрушению структуры управления государственными лесами». Такая вот оценка прозвучала на заседании Комитета.

По итогам заседания было принято решение обратиться в Государственную Думу РФ с просьбой вернуть проект нового Лесного кодекса Российской Федерации и проект Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на рассмотрение в первом чтении с целью их отклонения.

Все это ушло как бы в песок: и активного противодействия нет, и согласия с выдвинутыми возражениями не последовало.

Точка преткновения
А из-за чего, собственно, разгорается весь сыр-бор? Главное, против чего протестуют люди, — «закрепляемое» в проекте право частной собственности на леса.

А ведь эти изменения законодательства, заложенные в законопроекте, непосредственно затрагивают права всех граждан России, их нынешних и будущих поколений. В соответствии с частью 2-ой постановления Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г.: «Лесной фонд является публичным достоянием многонационального народа России и является государственной собственностью особого рода, имеющей специальный правовой режим». По действующему законодательству лесные земли изъяты из гражданского оборота.

Проект же предусматривает возможность частной собственности на лесные земли. Более того, положения проекта предполагают и частную собственность на эти земли иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства. Правоотношения, связанные с оборотом лесных земель, рассматриваются как имущественные, а лесные земли, в свою очередь, как недвижимое имущество, то есть товар, подчиняющийся законам рынка.

Формальное отсутствие в проекте положений о возможности приватизации и продажи лесных земель не исключает этого путем применения Гражданского и Земельного законодательств, а также Федерального закона «Об обороте лесных земель», на который имеется множество ссылок. Проект не случайно закрепляет лишь возможность иметь в частной собственности земли лесного фонда, не указывая механизма их передачи от государства в частные руки. Этот ход направлен на усыпление общественного мнения и уже применялся при принятии Земельного кодекса РФ. Никакой общественный или государственный контроль использования леса, являющегося недвижимым имуществом конкретного собственника, невозможен, поскольку его права защищены не только Гражданским кодексом РФ, но и Конституцией.

Еще сложнее контролировать использование лесных земель, находящихся в собственности иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства. Закрепление в проекте Лесного кодекса права иностранных компаний и граждан иметь в частной собственности лесные земли создает реальную угрозу суверенитету России. Не случайно в Канаде и США законодательно запрещено право собственности на лесные земли иностранных граждан.

a326851c8e55a4161a1d96fe8b70775b.jpeg

Как ни странно, но российские лесопромышленники также в массе своей настроены весьма критически к новому Лесному кодексу. Вот мнение директора по развитию бизнеса группы лесопромышленных компаний «Архангельский ЦБК» Натальи Пинягиной:

— Проект нового Лесного кодекса, на наш взгляд, не выполняет основную функцию, заявленную в концепции, — это привлечение дополнительных финансовых ресурсов на освоения новых лесосырьевых баз, для развития глубокой переработки древесины. И поэтому единственная форма передачи участков леса в лесопользование — через аукцион (где основным критерием является размер ставки арендной платы) — не будет стимулировать привлечение денег в освоение новых лесосырьевых баз в отдаленных районах, где нет транспортно-энергетической инфраструктуры, где не развиты лесные поселки, где нет кадров.

Основная борьба развернется за уже обустроенные лесные участки, где крупные лесопромышленные компании, традиционные лесопользователи уже внесли большие средства (построили дороги, содержат лесные поселки, создают школы, больницы), или за участки, которые находятся вдоль государственных границ (рядом с внешними рынками), или рядом с мегаполисами, где можно строить коттеджные поселки. Ничего хорошего это не даст, потому что начнется очень жесткий передел собственности, и это может привести к более глубокому системному кризису.

На аукционе участок леса может купить любой непрофессиональный, неквалифицированный лесопользователь, любая иностранная компания, банковская структура, любые представители нефтяного или металлургического бизнеса. Для них это будет выгодно — купить огромный участок леса, а потом отдать его в аренду тем же профессионалам, тем же традиционным лесопромышленникам. Такая цепочка может продолжаться довольно далеко, поэтому, естественно, размах спекулятивных сделок будет значительно увеличен, а лесные поселки и лесные дороги могут оказаться без финансирования. Эти позиции и вызывают опасения и негативную реакцию лесопромышленников.

… и на деле
14 апреля 2005г. в Пресненский суд г. Москва обратились граждане и организации из разных регионов России с заявлением об оспаривании бездействия правительства, отказавшего гражданам России не только в опубликовании проекта нового Лесного кодекса, но и в предоставлении любой информации о разработке Лесного кодекса РФ в нарушение статьи 24 Конституции РФ.

25 июля 2005 года, при отсутствии правовых оснований, по ходатайству правительства РФ судья Пресненского суда Москвы Е.В.Литвиненко незаконно прекратила производство по делу, открыто продемонстрировав свою полную зависимость от власти. Действия суда нарушают положение статьи 120 Конституции РФ, закрепляющей принцип независимости судей и подчинения только Конституции РФ и федеральному законодательству. Решение суда о прекращении дела попирает и гарантированное статьей 46 Конституции право граждан России на судебную защиту, и отдельно закрепленное право на обжалование действий, бездействия и решений органов государственной власти, нарушающих права и свободы граждан.

То же самое заявление от другой группы граждан и общественных организаций принято судьей Пресненского суда Печениной Т.А. 23 сентября состоялось первое судебное заседание. Суд отклонил ходатайство представителя правительства РФ о прекращении дела. В связи с приобщением большого количества новых документов, представленных адвокатом граждан, дело отложено.

Развязка близка
На пресс-конференции, состоявшейся 18 октября в Москве, депутаты, ученые и специалисты, протестующие против принятия нового Лесного кодекса, объявили, что исчерпаны почти все средства законодательной и судебной защиты от принятия его большинством Госдумы. Тем не менее, депутатское меньшинство не намерено сдаваться.

«Мы, безусловно, пойдем дальше, вплоть до Страсбургского суда», — заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию, академик РАСХН Владимир Кашин.

«Тот проект Лесного кодекса, который готовило Министерство экономического развития и торговли под руководством Грефа, не соответствует ни Конституции, ни мировому опыту, ни тем задачам, которые на него возлагает народ, — отметил депутат. — Мы должны более серьезно отнестись к Лесному кодексу, поскольку слишком велика будет его цена для страны и для нашего народа.

Лесной фонд России — это 70% территории страны, это 22% лесов мира по площади и 25% по запасам. Это громадное национальное богатство, которое сейчас находится под ударом. Потому что новый вариант Лесного кодекса, по существу, преследует одну цель: приватизацию леса, то есть ослабление влияния государства на леса, как на государственную собственность, и передачу их в частные руки».

Наиболее пугающий прогноз сделал Олег Кассин, директор Центра народной защиты: «Принятие этого кодекса приведет к социальному взрыву и резкой криминализации общества».

Более того, он полагает, что для понимания происходящего нельзя рассматривать в отрыве друг от друга четыре наиболее одиозных закона — проекты Лесного, Водного и Земельного кодексов, а также новую редакцию закона «О недрах». Кассин связал их вместе и объединил в одну «спецоперацию по реализации плана разгосударствления наших природных ресурсов в три приема». А именно — «передача лесов, вод и недр в руки иностранных граждан, заселение приграничных территорий иностранцами и апатридами» (лицами без гражданства) с последующей аннексией этих земель.

Можно не соглашаться с такой точкой зрения, но что над лесами России занесен беспощадный топор — бесспорно. Сумеем ли мы его остановить?

Комментарий юриста:
В соответствии с п. «в» ч.1 ст.72 Конституции РФ, «вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Эти объекты имеют жизненно важное значение для всего населения Российской Федерации, следовательно, относящиеся к ним решения должны приниматься с учетом интересов Российской Федерации и ее субъектов. Из этого следует, что многие статьи проекта Лесного кодекса не конституционны. В законопроекте имеются противоречия с действующим законодательством, не учтены права коренных малочисленных народов при осуществлении лесопользования, не учтена экологическая сущность лесов, а ведь «лес — наше богатство» и с этой точки зрения.

Вадим Гладилов