News

Город далеко, но подход к делу — «нашенский»

Опубликовано: 18/11/2005

Автор: Григорий Пасько

«Умственная провинция — попытки мыслить вдали от мозга»
Станислав Ежи Лец

Совсем недавно во Владивостоке были подведены итоги программы по «экологическому воспитанию молодежи». Начиная с сентября, силами учащихся школ и студентов были очищены и благоустроены территории родников, скверов и других рекреационных зон, расположенных в черте города. По сообщению управления муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля администрации Владивостока, «в рамках экологической программы главы города прошло восемь крупномасштабных акций». Среди них: мероприятия по очистке морского побережья, по уборке территорий, по озеленению и приведению в порядок пришкольных участков…


Главу того города я, в силу обстоятельств, знаю лично: с Владимиром Николаевым мы в одно время сидели в следственной тюрьме Владивостока. В отличие от многих недоброжелателей г-на Николаева, я отношусь к нему с уважением: он умеет ставить цели и добиваться их.


Умный человек, он даже слово «экология» поставил на службу своему имиджу и на пользу городу заодно. Ну, скажите, кто бы мог подумать, что экологическое образование можно подменить обычной уборкой мусора? (А мусора и мусоров в этом городе, уж поверьте мне, полно.) То есть, вместо того, чтобы платить деньги коммунальным службам краевого центра, обеспечивать дворников всем необходимым, как-то оптимизировать это запущенное, как и в любом российском городе, хозяйство, было принято гениальное решение: привлечь школьников и студентов, вооружив их труд благородным лозунгом борьбы за экологию родного края.


Правда, следует отметить, что Николаев не является первопроходцем по мусорным тропам дальневосточных сопок: еще до него это ноу-хау застолбил нынешний губернатор Сергей Дарькин. Во время первой его предвыборной кампании студенты в желтых майках с надписью «Нам здесь жить» рьяно убирали окурки и бумажки возле своих общежитий. Помню надпись на спине у одного «добровольного» уборщика: «Я знаю, город будет. Я знаю, саду цвесть. Когда такие люди в Приморском крае есть!» Есть там «такие» люди, очень даже есть! Дарькин стал губернатором. Мусор возле общаг появился снова. И они там живут.

e89386bde48909088f0c213575dc6066.jpeg

Как живут некоторые бредовые идеи доморощенной «управляемой демократии», «вертикали власти», создания виртуального благоприятного имиджа России за рубежом… Как живет система самообмана и просто обмана в нашем славном государстве. Всюду ложь. «Все все врут», — как говорил один мой сокурсник по военно-политическому училищу, слушая речи генсека Брежнева и командира роты Сиразиева.


Я, конечно, против замусоривания улиц и набережных всякими отходами. Но еще больше мне не нравится замусоривание голов сограждан, особенно школьников и студентов, отходами мышления уездных правителей.


Если уж на то пошло, то не мешало бы чиновникам разных уровней заглянуть в закон и уяснить — так, на всякий случай, — что экологическое образование — это нечто отличное от уборки мусора. В статье 74 закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (1992 г.) сказано, что «овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан…, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний». В число таких рекомендованных специалистами знаний входят: экологическое право; право природопользования; механизм охраны окружающей среды; экологические функции правоохранительных органов; правовая охрана окружающей природной среды в промышленности и энергетике, сельском хозяйстве, в городах; правовой режим особо охраняемых территорий и объектов и так далее.


Известно также, что в 1994 году Министерством образования и Минприроды было принято постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации». Им были предусмотрены первоочередные меры по: пересмотру школьных курсов с точки зрения идей экологически безопасного устойчивого развития; созданию инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования и эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций; подготовке и повышению квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования.

Не знаю, помнит ли кто-либо сегодня в правительстве РФ об этом постановлении. Но очевидно, что слово «экология» президенту нынешнему не нравится. А директор ФСБ убежден, что слова «экология» и «шпионаж» — суть одно и то же. Правительство же больше занято пересаживаниями из кресла в кресло разных чиновников, среди которых экологов тоже не наблюдается. Госдума озабочена претворением в жизнь законопроекта, ставящего под угрозу исчезновения всех неугодных нынешней власти общественных организаций (а почти все экологические организации для нынешней власти таковыми как раз и являются).


Конечно, мусор убирать куда безопаснее, чем вкладывать в сознание подрастающего поколения мысли о том, что природные богатства страны не беспредельны; что нельзя все время только брать от природы, не давая ей ничего взамен; что распоряжаться ресурсами должны все граждане, а не кучка приближенных к президенту людей…


И вообще: просвещение — вещь неблагодарная. Николаевы и дарькины наверняка чувствуют это интуитивно. Вслед за правящей верхушкой они понимают: оболванивание миллионов людей петросянами и дубовицкими их государству гораздо выгоднее внедрения в жизнь программ экологического образования. На повестке дня куда более привлекательные, с их точки зрения, проекты — строительство нефтегазовых трубопроводов (пусть даже в ущерб экологии регионов). Ну, еще уборка мусора.


То есть, задачи — на год-три вперед. Как тут не вспомнить китайского мыслителя Х111 века Гуань-цзы:

«Рассчитываешь на год — сажай рис.

Рассчитываешь на десять лет — сажай деревья.

Рассчитываешь на сто лет — просвещай людей».


Наши правители сажают рис. А еще — неугодных им людей. Но это тема другого разговора…