News

Строить по закону!

Опубликовано: 05/10/2005

Автор: Нина Поправко

Вопросы уплотнительной застройки уже не раз поднимались на страницах журнала в связи с частыми обращениями в редакцию горожан по данному факту. Уплотнительная застройка стала одной из острых проблем крупных городов и одной из важнейших проблем городской экологии, в том числе и для северной столицы.

Поскольку тема довольно специфичная, но в то же время весьма насущная, мы решили дать расширенный юридический комментарий по данной проблематике, учитывая, что случаи уплотнительной застройки на местах могут отличаться в частностях, но в целом они имеют общий характер. Но самое главное даже не в общности характера некоего количества случаев, а в методике разрешения проблемы, которая опирается на закон и его производные – нормативные акты органов государственной власти, выступающие регулятором общественных отношений в данной сфере.

Мы не можем дать комментариев на все случаи жизни, как правило, они обсуждаются с вашим юристом по конкретному делу индивидуально, но можем указать общее правовое направление с перечислением необходимых правовых актов.

Более года назад в Санкт-Петербурге вступил в силу закон № 254-38 «Об охране зеленых насаждений», который призван регулировать вопросы, связанные с содержанием, охраной, защитой и восстановлением зеленых насаждений в Санкт-Петербурге с целью обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду. К сожалению, многие даже не знают о существовании такого закона, не говоря о его применении.

Итак, что нужно знать, когда нормативы по количеству зеленых насаждений на душу населения города не соблюдаются, появление новых зданий в городских кварталах приводит к значительному сокращению зеленых насаждений, идет застройка парковых зон?

1.Создание, использование, реконструкция и любые иные изменения недвижимости должны соответствовать утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам застройки, отсутствие такой документации или ее несоответствие экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям нарушает право граждан на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации, обеспечение которого гарантировано ст.27 Конституции РФ и защищается ст. 150 Гражданского кодекса РФ.

2.В соответствие с гл. 8 Кодекса об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, при их эксплуатации сформулированы в ст.34-39 главы VII « Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» Федерального Закона № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

f4abe1c645e965783237c20a9e375b88.jpeg

3.Федеральным законом от 23.22.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено обязательное соответствие экологическим требованиям намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

4.Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический надзор.

5.Согласно Градостроительному кодексу, местные жители должны быть проинформированы о новом строительстве, проведены общественные слушания, учтены мнения горожан.

6.Общественные слушания проводят районные Администрации совместно с Советом муниципального образования данного микрорайона. До общественных слушаний должны быть представлены материалы о том, каким образом строительство повлияет на жизнь в микрорайоне, оценки воздействия строительства на окружающую среду.

7.Общественные слушания могут быть признаны незаконными, если в средствах массовой информации не опубликовано сообщение о проекте застройки, нет информации, где посмотреть проект застройки, объявление о слушаниях вывешено накануне слушаний или не на вашем подъезде.

8.При проведении общественных слушаний в обязательном порядке ведется протокол с занесением всех замечаний и мнений граждан. Протокол общественных слушаний находится в районной Администрации, по запросу граждан в течение 10 дней должна быть предоставлена копия протокола.

9.Жители имеют право обратиться в Администрацию города с требованием признать слушания недействительными.

10.В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, по итогам рассмотрения протокола общественных обсуждений правительство Санкт-Петербурга вправе отказать инвестору в предоставлении участка для проектирования и строительства вне зависимости от степени согласования пакета инвестиционно-тендерной документации.

11.Отсутствие информирования населения о разработке градостроительного регламента, его обсуждения, учета предложений граждан и их объединений об их использовании и о застройке муниципального округа, а также утверждения и публикации означает, что отсутствует предусмотренный законом государственный и общественный контроль осуществления градостроительной деятельности. Следовательно, нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42 Конституции РФ, защищаемой ст. 8.4, 8.5 кодекса об административных правонарушениях. Информационное обеспечение градостроительной деятельности предусмотрено и Градостроительным кодексом. Правда, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 г. №191 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», введение в действие соответствующей главы отложено до 01.07.2006 г. В Указе президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» установлено, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды.

12.Окончательное решение на строительство нового дома принимают губернатор и правительство Санкт-Петербурга, подготовка вопросов уплотнительной застройки находятся в ведении районных Администраций и городского правительства.

13.Если законность начатого рядом с вашим домом строительства вызывает у вас сомнения, то необходимо обратиться в районную Администрацию с просьбой о предоставлении следующей информации:
• наличие правоустанавливающих документов на отвод земельного участка под застройку с учетом положений Градостроительного кодекса РФ,
• согласованной и утвержденной в установленном порядке исходно-разрешительной градостроительной и проектной документации, положительных заключений экспертизы и надзорных органов.
При необходимости нужно ссылаться на законодательство Российской Федерации, поскольку получение гражданами полной, достоверной и своевременной экологической информации по строящемуся объекту гарантируется ст. 33, 42 Конституции РФ,
ст.51, 60, 71 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.19 Закона РФ «Об экологической экспертизе», гл.7 Градостроительного кодекса РФ, а организация совместно с заказчиком общественных слушаний по данному объекту регламентируется п.2.5. приказа Госкомэкологии РФ № 372 от 16.05.2000 г.

14.Можно обратиться с соответствующим запросом в органы местного самоуправления и государственные органы, такие как:
• Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга
191011, г. Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д.2
• Комитет по строительству
190000, г.Санкт-Петербург, наб.р. Мойки, д.76
• Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге
191011, г.Санкт-Петербург, ул. М.Садовая, 1
• Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
194021, г.Санкт-Петербург, Институтский пр., д.21Б
• Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге
191023, г.Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д.1
• Управление садово-паркового хозяйства комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга
197046, г.Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д.5

Необходимо отстаивать свои права и привлекая к решению вопросов уплотнительной застройки Депутатов Законодательного собрания и муниципальных округов вашего района или округа.

15. В том случае, если ответ должностного лица вас не удовлетворил, вы имеете право подать заявление в районный суд по месту расположения объекта в порядке, установленном гл. 24, 25 ГПК РФ и Федерального закона РФ от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных выше органов.

16.Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также уполномоченным представителем общественной организации. Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в размере 100 рублей. Суд, приняв жалобу, по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

17.Федеральным законом установлены следующие сроки обращения в суд с жалобой:
• три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
• один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

18. Убытки (реальный ущерб и упущенная выгода), моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом РФ порядке, говорится в законе «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

19.Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы. Вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий и общественных объединений и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Соблюдение прав граждан на безопасную окружающую среду должно стать приоритетным при уплотнительной застройке как муниципальных округов, административных районов, так и всего города. К сожалению, на настоящий момент таких приоритетов не прослеживается, в связи с чем считаем, что, повышая правовую грамотность населения, мы формируем монолитный общественный слой, способный отстаивать свои права с юридически грамотных позиций, учитывая, что живем в стране, где, на настоящий момент, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».