Комментарий: Пострадают ли леопарды в Перевозной?

422db04564c6d806483737a66b981e96.jpeg

19 сентября завершилась рабочая поездка по Дальнему Востоку министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева, министра экономического развития РФ Германа Грефа и министра транспорта Игоря Левитина. В ходе поездки чиновники осмотрели возможные точки выхода к морю нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан, строительство которого ведет АК «Транснефть».

Юрий Трутнев посчитал наиболее выгодной как с экономической, так и с экологической точки зрения бухту Козьмино в районе Находки, с ним согласились и другие профильные министры.

Однако в технико-экономическом обосновании, которое «Транснефть», как сообщил нашему корреспонденту вице-президент компании Сергей Григорьев, готова предоставить на государственную экспертизу уже в понедельник, точкой выхода нефтепровода к морю значится бухта Перевозная.

Три заповедника
Позиция Трутнева рациональна: во-первых, в Находке почти вся необходимая инфраструктура уже есть, а в Перевозной все, в том числе и железную дорогу, придется строить; во-вторых, при выходе в бухте Перевозной от трубопровода могут пострадать три заповедника федерального значения (Кедровая Падь, Дальневосточный морской заповедник и заказник Барсово) и несколько охраняемых территорий регионального уровня, задеты территории обитания редких видов животных (дальневосточный барс, дальневосточный леопард).

В случае выхода трубопровода в район Находки экологических проблем существенно поубавится.

Министры уверены, что раз технико-экономическое обоснование строительства нефтепровода еще не завершено, можно внести в него поправки. По словам Германа Грефа, переданным агентством «Интерфакс», «нужно будет донести эту позицию до «Транснефти» с тем, чтобы компания внесла соответствующие поправки в технико-экономическое обоснование проекта».

Министра природных ресурсов Трутнева беспокоит близость прохождения нефтепровода рядом с Байкалом (минимальное расстояние от памятника природы мирового значения составляет 700 метров, что противоречит законодательству РФ).

Несомненно, беспокойство Трутнева оправданно. Однако по сведениям, полученным корреспондентом «Беллоны вэб» от экспертов в нефтяной отрасли, пожелавших остаться неизвестными, позиция правительства вряд ли будет учтена компанией по той причине, что изменения технико-экономического обоснования «сделают необходимым повторение колоссальной работы по проектированию нефтепровода», и финансовые вложения в проект станут слишком большими.

Подобные оценки не могут не беспокоить, особенно в связи с тем, что до конца не определен и выход к морю другого нефтепровода, Западная Сибирь–Баренцево море.

«Транснефть» уже показала свое отношение к общественному мнению на примере общественных слушаний, проводившихся летом прошлого года в регионах по трассе нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан, не обратив внимания ни на экологические проблемы, ни на проблемы малых народов.

Высока вероятность, что та же история повторится и с северным нефтепроводом. Остается надеяться, что компания все-таки прислушается к мнению министров и здравому смыслу.

Мария Саплинова