News

Почем радиоактивная рыбка?

Опубликовано: 25/08/2005

Автор: Наталия Миронова

22 августа юрист «Движения за ядерную безопасность» Андрей Талевлин вместе с судом Советского района Челябинска разбирал парадоксы существования ПО «Маяк» и правового статуса его территории, а также и нашей с вами безопасности.

Это случилось 16 мая 2005 года, то есть аккурат через неделю после того, как 10 апреля по указанию Генпрокурора Устинова было начато расследование по поводу низкой безопасности обращения с радиоактивными отходами в Теченском каскаде. Отряд озерской милиции ночью в приборы ночного видения отследил двух граждан, которые, выйдя из машины, стоявшей позади распаханного поля, направились в сторону правобережного канала, переправились через него и ушли в сторону водоема №11. При себе они несли мешок… Милиционеры, вызвав подкрепление, стали наблюдать в те же приборы далее, но нарушители уже скрылись.


За плотиной Теченского каскада раскинулся одиннадцатый радиоактивный водоем, в котором плещется очень крупная радиоактивная рыба, а также 4 млрд. кубических метров радиоактивных отходов. В случае прорыва (или подрыва) последней 11 плотины Чернобыльская авария покажется небольшим недоразумением… Чтобы не запугивать население, предупреждающих знаков о том, что рыба в водоеме радиоактивная, и о том, что ее ловить нельзя, нигде и никогда не выставлялось и не выставляется до сих пор. Да и о том, что водоем представляет собой особо опасный объект, тоже мало кто знает… Такова стратегия и областных органов, и самого ПО «Маяк»: народу об этой опасности знать не положено.


Но если знать не положено, так мы, нелюбопытные, и не опасаемся. И живем себе спокойно, вот только от рака сильно мрем… Так нам ученые того же «Маяка» объясняют, что мрут во всем мире… И вообще, в автомобильных катастрофах больше погибает народу… И от курения тоже…


Но вернемся к радиоактивному водоему. В 4:30 17 мая 2005 двое появились в обратном направлении с резиновой лодкой и мешком. Тут их милиционеры и прищучили. Один, правда, убежал. К нашему счастью, это были рыбаки… По объяснению милиционеров, приложенного к судебному делу, в этой зоне «стоят аншлаги», но рыбаки могли их не видеть, поскольку было темно…


Вот тут время задать вопрос — а как в приборы ночного видения отряд милиционеров определил содержимое мешка? И какими инструкциями описано, что приближающихся с мешками ночью к плотине водоема №11 нужно задерживать только на обратном пути?


Но, может быть, и отряды охраны не знают, что они охраняют особо опасные объекты с сотнями тысяч кюри радиоактивных отходов по ту сторону плотины и по эту? Видимо, так оно и есть, поскольку в объяснении милиционера батальона Юлдашева сказано, что он нес службу по охране санитарно-охранной зоны… А вот второй милиционер Бубнов сообщил, что он нес дежурство по охране особо охраняемой природной зоны ПО «Маяк»… Ну а в протоколе об административном правонарушении, подписанным начальником отдела милиции №1 Каримовым, эти противоречия вообще объединены в одно: «Находился в санитарно-охранной зоне ПО «Маяк», что является особо охраняемой природной территорией…»


Пожалуй, теперь прокуратуре предстоит проверить не только нормы безопасности ПО «Маяк», но и инструкции отрядов охраны особо опасных объектов.


Часть рыбацкого улова 17 мая 2005 года, по счастью, в конце концов, была отправлена в могильник радиоактивных отходов. Почему часть? А неизвестно, сколько прихватил с собой скрывшийся любитель радиоактивной рыбки. Съел ли ее сам или отвез на рынок Челябинска, теперь также неверное уже не узнать, как не узнать, сколько таких уловов проплыло мимо приборов ночного видения? Кто же на этот вопрос ответит…


Но может быть, ответом на все наши недоумения будет то, что в качестве рыболовных принадлежностей была попытка изъятия у браконьеров… автомобиля Нива, в который милиционеры заставили загрузить брошенный мешок с радиоактивной рыбой и лодку. Ниву милиционеры эскортировали внутрь этой санитарно-охранной зоны вместе с водителем, который был третьим из экстремальных рыболовов… Но в этот раз «улов» самих милиционеров в виде автомобиля Нива проплыл мимо…Однако, кто знает, может, это — исключение из правил. И, может, это и объяснит интерес милиционеров не столько к охране объекта, сколько к конфискации «улова»…


В ходе судебного заседания 22 августа водителя Нивы оправдали и дело прекратили, уж просто нелепы были обвинения в нарушении природоохранного законодательства. А как просто, казалось бы, предостеречь таких экстремалов, разместив предупредительные знаки, современные, с ночной подсветкой и с правдой о зараженной рыбе. Да и вообще, не грех больше просвещать население, раз уж ему выпало несчастье жить в радиоактивной зоне… Да и прокуратуре проверить выполнение правил несения службы тоже не мешало бы…




Комментарий юриста:

Каждый из нас имеет право на получение достоверной и своевременной информации о том, какие факторы влияют на наше здоровье. Ст. 8.5 Кодекса об Административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов лицами, обязанными сообщать такую информацию.


Особое место в системе правового регулирования порядка обеспечения граждан информацией занимают нормы, регламентирующие информационные процессы и качество предоставляемой информации на территориях, которые подверглись негативным воздействиям в связи с катастрофами и авариями. В первую очередь это Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.6 которого запрещает сокрытие, несвоевременное представление либо представление заведомо ложной информации. За сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, предусмотрена уголовная ответственность (ст.237 УК РФ).