Обсуждение мастер-плана по ядерной утилизации на Северо-Западе России

—Я думаю, скорее всего, в начале октября, мы опубликуем на нашем вэб-сайте все комментарии общественности, полученные в письменном виде, по электронной почте, или во время встреч в России, — сказал сегодня в телефонном интервью «Беллоне вэб» пресс-секретарь ЕБРР Аксель Райзерер.

В «Стратегическом мастер-плане» (СМП) — утвержденном 6 декабря 2004 года в Лондоне — обозначены основные направления работ по утилизации выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок (АПЛ) и других атомных судов российского ВМФ на Северо-Западе России, а также экологической реабилитации береговых объектов, и приоритеты в выполнении подобных работ.

СМП финансируется в рамках «Ядерного окна» фонда «Экологическое партнерство Северного измерения» (NDEP). По сообщению Европейского банка реконструкции и развития, который управляет фондом поддержки NDEP, на июль 2005 года международным сообществом в этот фонд выделено 150 миллионов евро.

Фонд был основан в 2002 году для накопления средств на экологические программы на Северо-Западе России. Средства на эти цели были пожертвованы Европейским союзом и 11 странами: Бельгией, Великобританией, Данией, Германией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Финляндией, Францией, Швецией, а также самой Россией.

СМП был разработан Центром по анализу энергетической безопасности Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) Российской академии наук под руководством академика Ашота Саркисова с участием специалистов ИБРАЭ, Курчатовского института и НИКИЭТ.

–> По решению ассамблеи стран-доноров, Мастер-план дополняется Стратегической экологической оценкой (СЭО). С российской стороны проведение СЭО курирует Росатом. Один из основных шагов проведения этой оценки — консультации с представителями общественности в регионах, где будет проходить реализация Мастер-плана.

В ноябре 2004 года предварительные консультации с общественностью прошли в Мурманске, Северодвинске и Москве.

В июне 2005 года в этих же городах были проведены общественные слушания по стратегической экологической оценке (СЭО) СМП. При этом СЭО в полном объеме была опубликована на сайте ЕБРР. СМП в полном объеме опубликован не был. Общественности было предложено ознакомиться только с резюме по СМП, в котором кратко излагались основные положения по первому этапу СМП.

Задачей первого этапа СМП было определение и обоснование приоритетных мероприятий по утилизации атомных кораблей и экологической реабилитации баз, на которых в первую очередь необходимо сосредоточить ресурсы, в том числе поступающие из-за рубежа.

На втором этапе СМП планируется рассмотреть конкретные проекты, обозначенные как приоритетные, и выполнить оценку эффективности управления инвестициями для проектов в сфере утилизации АПЛ и реабилитации баз.

Основная цель проведения слушаний — выяснить отношение общественности к содержанию проекта Отчета по СЭО СМП, выслушать замечания и предложения участников, которые будут учтены при подготовке его окончательной версии, публикация состоится по окончании периода консультаций, заканчивающегося в конце сентября.

Завершение СЭО СМП будет служить обоснованием для принятия Ассамблеей доноров ЕБРР решения о начале финансирования работ, предусмотренных СМП.

Представитель ЕБРР Аксель Райзерер затруднился ответить корреспонденту «Беллона вэб», когда такое заседание может состяться.

Слушания проводила британско-канадская консалтинговая фирма NNC. В настоящее время на Северном флоте ожидает утилизации примерно 71 списанная АПЛ; на борту некоторых лодок до сих пор находится ядерное топливо.

Слушания в Мурманске
На встречах в июне — в Мурманске, Северодвинске и Москве, — участники могли ознакомиться с проведенным анализом и рекомендациями и высказать свои взгляды и предложения по содержанию отчета по СЭО, встретиться с его авторами и представителями ЕБРР. На основе анализа состояния рассмотренных в СМП радиационно-опасных объектов был предложен перечень приоритетных мер по устранению или уменьшению риска возникновения аварий, особенно радиационных.

Председатель правления «Беллона-Мурманск» Андрей Золотков так прокомментировал слушания: «Это первая реальная форма общения с общественностью, инициированная исполнителями проектов и странами-донорами. Раньше (до осени 2004 года, когда состоялись первые консультации с общественностью) такого не было».

Он также отметил, что СЭО достаточно реально показывает обстановку на Северо-Западе России.

По словам начальника отдела оперативной поддержки (Управление экологии) ЕБРР Луца Бланка (Dr. Luts Blank), в проекте большое внимание уделяется консультациям с общественностью. Представители ЕБРР подчеркнули, что участие общественности в процессе принятия решений в экологических проектах является приоритетным.

В связи с этим участники слушаний были удивлены скромным числом заинтересованных лиц, пришедших на общественные консультации в Мурманске. Там не было ни одного представителя администрации Мурманской области, города и ЗАТО, практически не было представителей прессы. Выступивший президент шведского Агентства радиационной защиты (SSI) Ян Олоф Снихс (Jan Olof Snihs) высказал удивление и непонимание такой ситуации.

Попытка задать вопросы организаторам слушаний в Мурманске тоже не увенчалась успехом, поскольку никого из мурманских организаторов в зале также не оказалось. Столь низкий интерес к слушаниям со стороны неправительственных организаций и населения можно объяснить только их неудовлетворительной работой.

Представитель Мурманского морского пароходства Мустафа Кашка высказал критическое замечание относительно приоритетов, определенных в СМП. С его точки зрения, их можно выполнять не по порядку, а несколько пунктов можно выполнять одновременно. Он также отметил, что в связи с ратификацией Россией Венской конвенции у непосредственных операторов обращения с ОЯТ возникли вопросы по его транспортировке. В первую очередь это касается ужесточения технических требований к упаковке ОЯТ.

—Хотелось бы, чтобы разработчики СМП принимали во внимание сложившуюся в России практику транспортировки топлива с помощью действующих плавучих технологических баз, — заметил Кашка.

В качестве примера он привел используемую в пароходстве технологическую схему уплотнительного хранения ОЯТ («двухярусное хранение»), применяемую сегодня на плавбазе «Лотта». По мнению Кашки, использование такой схемы в рамках намечаемых мероприятий по обращению с ОЯТ в губе Андреева позволило бы уменьшить число контейнеров и рейсов по транспортировке ОЯТ в два раза.

Между прочим, на слушаниях в Мурманске некоторые представители общественности заявили, что реабилитация печально известного здания 5 Андреевой губы может привести к переоблучению работников. Было даже высказано предложение сравнить нынешние риски и риск для персонала в процессе работ в Андреевой губе, и возможно, просто ждать, пока не распадется большинство коротко живущих изотопов.

Губа Андреева расположена в 55 км от российско-норвежской границы. В 1982 году в одном из бассейновых хранилищ на этом объекте произошла авария, в результате которой вытекло около 3 тысяч кубометров радиоактивной охлаждающей воды. На сегодняшний день, в Андреевой губе хранится 21 860 отработавших тепловыделяющих сборок, две тысячи кубометров жидких радиоактивных отходов (ЖРО) и шесть тысяч кубометров твердых радиоактивных отходов (ТРО). Обеспечение радиационной безопасности в губе Андреевой является одним из высших приоритетов СМП.

На слушаниях в Мурманске организаторам был также задан вопрос — достаточны ли программы Росатома для подготовки персонала к участию в операциях, предусматриваемых СМП? Представители NNC назвали программы достаточными (в том числе, упомянув подготовку персонала по выгрузке топлива на тренировочных установках в Нижнем Новгороде), но добавили, что необходимо убедиться в том, что их проходит персонал всех судоремонтных заводов и береговых баз.

Кроме того, высказывались замечания о том, что положения СМП не рассматривались в СЭО на соответствие российскому законодательству, в том числе региональному законодательству Мурманской и Архангельской областей.

— В СЭО дан анализ интересов различных ведомств, показано, что их интересы не всегда совпадают, но основные выводы по анализу нормативно-правовой базы не содержат рекомендаций по устранению этих противоречий, — отметил на слушаниях в Мурманске директор организации «Беллона-Мурманск» Сергей Жаворонкин.

Жаворонкин привел примеры: Военно-морской флот стремится как можно скорее передать выведенные из эксплуатации АПЛ гражданским судоремонтным заводам. При этом береговые технические базы флота (Гремиха и губа Андреева) были выведены из состава ВМФ в 2001 году, но контроль за ядерной и радиационной безопасностью был оставлен за военным ведомством (Управлением государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства обороны).

Как сообщил Жаворонкин присутствующим на слушаниях, «Беллона-Мурманск» уже провела первую общественную экологическую экспертизу по проекту, определенному в рамках СМП в числе приоритетных (проект реконструкции сооружения 5 на предприятии «Атомфлот» под контейнерное хранилище неперерабатываемого ядерного топлива). Общественная экспертиза была проведена осенью 2004 года. По завершении строительства хранилище поможет безопасно выгружать на берег ОЯТ, находящееся в настоящее время на борту плавтехбазы «Лотта». Сама «Лотта», таким образом, будет освобождаться для сбора топлива из других мест, таких как Андреева губа. Завершение строительства хранилища ожидается в 2006 году.

Слушания в Северодвинске
Итоговая консультативная встреча в Северодвинске прошла во Дворце культуры судостроительного и судоремонтного завода «Звездочка».

Присутствовавших приветствовал председатель комиссии по ВПК и конверсии Архангельского областного Собрания депутат Михаил Гмырин, который заявил, что «цели подобных встреч — выяснение общественного мнения к содержанию проекта и его корректировка».

В Северодвинск приехали старший менеджер Европейского банка реконструкции и развития Оливье Пиллар (Франция), главный консультант по радиоактивным отходам британской компании NNC Марк Герчиков (Канада), директор Международного центра по экологической безопасности Росатома Альберт Васильев и другие специалисты программы.

«Звездочка» вынесла на обсуждение четыре проблемы: реконструкцию Ягринского моста, по которому вывозятся контейнеры с отработавшим ядерным топливом из реакторов утилизированных АПЛ; утилизацию крейсера «Адмирал Ушаков»; реабилитацию хранилища твердых радиоактивных; создание на предприятии автоматической системы контроля радиационной обстановки (АСКРО).

Среди других проблем «Звездочки» называлось протекающее хранилище в здании 162, а также отсутствие хранилища для возникающих в Северодвинске отходов. В Северодвинске, как и ранее в Мурманске, заявляли о нехватке квалифицированного персонала для выполнения поставленных в СМП задач, а также о необходимости мониторинга загрязнения рыбы. Представители NNC обещали уделить этим проблемам должное внимание.

Пожалуй, наибольшее внимание на встрече было уделено реконструкции Ягринского моста, так как от его технического состояния зависит сам процесс утилизации АПЛ на «Звездочке». Мост через Никольское устье Северной Двины в Северодвинске непосредственно задействован в процессе утилизации АПЛ — вывоз отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с предприятия на ПО "Маяк" осуществляется спецэшелоном как раз по этому автожелезнодорожному мосту. Сооружение, возведенное в 1954 году, ветшает. На строительство нового моста необходимо более десяти миллионов долларов.

Как сообщила северодвинская газета «Северный рабочий», транспортировка ОЯТ становится проблематичной и требует проведения ряда мероприятий, обеспечивающих безаварийный проезд спецэшелона. Так, скорость движения состава не превышает 15 км в час, исключается нахождение на мосту другого транспорта и людей и др.

Предлагаемая «Звездочкой» реконструкция моста включает в себя строительство нового железнодорожного моста в 12 метрах от существующего и переоборудование старого моста только под автотранспорт. Проект реконструкции получил одобрение практически всех контролирующих органов.

«Страны-доноры, которые выделят деньги на строительство нового моста, назначили финансировать этот объект Европейский банк реконструкции и развития, — сказал представитель банка Оливье Пиллар. — Мы должны убедиться в том, что этот именно тот объект, который является приоритетным для всего процесса утилизации подводных лодок».

Устроители слушаний сообщили, что безопасный железнодорожный мост — один из высших приоритетов СМП. Такой мост необходим как часть инфраструктуры для утилизации крейсера «Адмирал Ушаков», а также утилизации АПЛ на северодвинских судоремонтных заводах «Звездочка» и «Севмаш».

После завершения переговоров и ряда независимых экспертиз проект нового железнодорожного моста Минатом представит на рассмотрение Европейскому банку реконструкции и развития. Предполагается, что строительство сооружения начнется весьма скоро.

Во время слушаний устроителям был задан вопрос об аварийном хранилище радиоактивных отходов атомных подводных лодок «Миронова гора» под Северодвинском — почему его реабилитация не была включена в СМП. Ожидается, что представители ЕБРР ещё ответят на этот вопрос.

Всего международное сообщество планирует профинансировать 35 объектов, связанных с атомным подводным флотом в Архангельской и Мурманской областях. Сейчас независимые эксперты из разных стран должны дать оценку представленным проектам.

Слушания в Москве
В слушаниях в Москве участвовали представители NNC (Марк Даттон, Марк Герчиков), представители ЕБРР (Оливье Пилар, Лутц Бланк), Росатом (Виктор Ахунов, Альберт Васильев), ИБРАЭ РАН (Валентин Высоцкий), а также представители различных научно-исследовательских институтов, служб ядерной и радиационной безопасности и научных групп. От общественных организаций были представители «Зеленого Креста» (президент — Сергей Барановский) и «Беллоны» (Александр Никитин).

Представители организаторов слушаний, NNC, высказались за то, чтобы больше говорили приглашенные на встречу. Оливье Пиллар из ЕБРР заявил, что готов обсуждать любой вопрос.

Представитель NNC Марк Герчиков доложил основное содержание СЭО и подчеркнул, что стратегические рекомендации NNC заключаются в том, чтобы рассмотреть возможность строительства хранилища для отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), а также строительства регионального хранилища для твердых радиоактивных отходов (ТРО) на Северо-Западе России.

Представитель Росатома Виктор Ахунов не согласился со стратегическими рекомендациями NNC в части строительства регионального хранилища для ОЯТ. В своем выступлении он сказал, что эти рекомендации непонятны и что можно было бы провести отдельную встречу, на которой с цифрами в руках обсудить этот вопрос. Он считает, что наиболее целесообразно создавать хранилище на «Маяке» в Челябинской области.

Между тем, как заявляют российские экологи, на «Маяке» и так достаточно проблем, и не зря 11 апреля 2005 года прокуратура Уральского федерального округа возбудила против комбината уголовное дело по факту загрязнения окружающей среды радиоактивными отходами.

Кроме этого, Ахунов высказал сомнения в целесообразности применения принципа АЛАРА (as low as reasonably achievable — наиболее низкий разумно достижимый уровень) при решении вопросов, касающихся переобучения персонала. Ахунов подчеркнул, что в настоящее время реальные средние дозы, получаемые персоналом, гораздо ниже установленных в нормативных документах и не превышают 3-5 мЗв/год.

Между тем, применение принципа АЛАРА рекомендовано Международной комиссией по радиологической защите (ICRP) и МАГАТЭ. Этот принцип включен в российские нормы радиационной безопасности (НРБ-99) как принцип оптимизации доз.

Виктор Ахунов обратил внимание присутствующих на то, что за учет заболеваемости персонала заводов, утилизирующих АПЛ, а также местного населения отвечает Минздрав, а не Росатом. При этом он заметил, что учет заболеваний населения, проживающего вблизи предприятий, занимающихся утилизацией АПЛ, поставлен хорошо, медико-гигиенические и радиационно-гигиенические наблюдения ведутся постоянно.

Ученые, выступавшие на слушаниях, отметили, что дозы персонала пока не превышают допустимых, по той причине, что не начались основные работы в губе Андреевой, Гремихе, а также на таких проблемных объектах, как «Лепсе». Они высказались за то, чтобы с началом основных работ был введен принцип АЛАРА.

Кроме этого, ученые из Курчатовского института критически отозвались о ситуации с мониторингом по загрязнению территорий в Гремихе и губе Андреевой, назвали цифры, приведенные в СЭО, некорректными и предложили провести дополнительный мониторинг, запросив для этой работы 20 млн. долларов на пять лет. Представители Норвежского Госатомнадзора высказались за то, что необходимо для предстоящих проектов дальше совершенствовать нормативную базу.

В своем выступлении Ахунов также просил обратить основное внимание на то, что утилизация российских АПЛ скоро завершится и рабочие заводов на Кольском полуострове и Северодвинске останутся без работы. Он не стал развивать эту мысль дальше и не выдвинул каких-то предложений в связи с этой надвигающейся проблемой, но вполне возможно, что это было продолжение мысли руководителя Росатома Анатолия Румянцева о желании России утилизировать АПЛ других государств.

Такую мысль Румянцев высказал в апреле 2005 года в интервью РИА «Новости». Речь идет о подводных лодках из США, Франции и Великобритании. При этом Румянцев подчеркнул, что «для иностранных партнеров утилизация собственных атомных подводных лодок с помощью созданных в России мощностей позволит сэкономить значительные средства на строительстве подобной инфраструктуры у себя в стране». Экологи, среди которых член-корреспондент Российской академии наук Алексей Яблоков, назвали предложения Румянцева «опасными».

Резкое возражение со стороны Ахунова вызвало заявление представителя организации «Дэко Инжениринг» Сергея Гаврилова о том, что контейнеры для перевозки ОЯТ ТК-108/1 не сертифицированы. Позже Гаврилов пояснил, что он имел в виду: Федеральная служба по атомному надзору (бывший Госатомнадзор) не выдала лицензию на эксплуатацию контейнера, а Инспекция ядерной безопасности атомных установок Министерства обороны РФ выдала разрешение только на испытание контейнеров и не более того.

Представитель Института биофизики Федерального медико-биологического агентства РФ Наталья Шандала обратила внимание авторов СЭО на неполноту приводимых ими медицинских данных о состоянии здоровья населения в районах атомных объектов. По её мнению, необходимо организовать комплексный медико-экологический мониторинг .

От неправительственных организаций выступал председатель правления Экологического правозащитного центра «Беллона» в Санкт-Петрбурге Александр Никитин.

—То, что проходят такие открытые обсуждения, это большое достижение, и мы должны сказать, что заслуга в этом не только представителей западных организаций и ЕБРР, но и Росатома, который пошел на беспрецедентные уступки, — сказал Никитин. — Мы благодарны группе, которая готовила СМП и СЭО, во главе с академиком Ашотом Аракеловичем Саркисовым, за открытость и готовность к диалогу.

—Мы не смогли ознакомиться с содержанием первой части СМП в полном объеме, поскольку он закрыт, но имели возможность внимательно изучить СЭО. Это позволило нам получить представление о содержании СМП, а также оценить СЭО, — отметил он.—В общем, мы должны сказать, что СЭО СМП выполнена на высоком уровне и достаточно объективно. Но, несмотря на это у нас остались вопросы к содержанию СМП и СЭО и появились предложения.

С предложениями «Беллоны» по мастер-плану можно ознакомиться на нашем сайте.

Беллона