News

Агентство по охране окружающей среды: «за» и «против»

Опубликовано: 26/07/2005

Автор: Вера Пономарева

Более 30 общественных и экологических организаций обратились к правительству РФ с просьбой поддержать инициативу Министерства природных ресурсов по созданию единого федерального агенства по охране окружающей среды.

Министерство природных ресурсов России разработало и направило в правительство РФ предложения по созданию нового федерального органа исполнительной власти – Федерального агентства по охране окружающей среды. Об этом говорится в сообщении МПР.

Экологические организации, среди которых Экоцентр «Заповедники», в лице Натальи Данилиной, и Центр Экологической политики, в лице Алексея Яблокова обратились к правительству с просьбой поддержать эту инициативу МПР. В письме экологи выразили надежду на то, что создание агентства «внесет существенный вклад в совершенствование системы государственного управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности России».

Существующая система неэффективна, считают экологи
«В процессе административной реформы часть функций, связанных с важнейшими направлениями деятельности в области охраны природы, либо фактически оказались вне сферы государственного управления (как система федеральных особо охраняемых природных территорий), либо оказалась противозаконно и нелогично раздроблена (государственной экологической экспертизой, реализацией природоохранных программ, экологическими платежами)», – говорится в письме.

Специалисты МПР согласны с мнением экологов: «Целесообразно иметь единый федеральный орган исполнительной власти, ответственный за комплексное решение всех проблем в сфере охраны окружающей среды, в том числе управления особо охраняемыми природными территориями, оказания государственных услуг в области охраны окружающей среды, а также нормирования уровня допустимого воздействия на нее», – говорится в пресс-релизе министерства.

Как пишут авторы письма, «передача новому агентству функций, связанных с государственной экологической экспертизой, реализацией природоохранных программ, экологическими платежами и др. исключит дублирование и совмещение надзорных, контрольных и управленческих функций».

Независимый государственный орган защиты окружающей среды – Госкомэкология – был упразднен в мае 2000 года (указ №867, 17 мая 2000 года), вскоре после вступления Путина в должность президента. Одновременно была ликвидирована Федеральная служба лесного хозяйства. Функции обоих органов были переданы в Министерство природных ресурсов, главной задачей которого является продажа российской нефти, газа, леса.

Ведомственный беспорядок
В данный момент полномочия в области проведения государственного экологического контроля и государственной экологической экспертизы принадлежат Федеральной службе экологического, технологического и атомного надзора (Ростехнадзор) и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Но до сих пор функции управления и контроля между этими ведомствами четко не разделены.

Ростехнадзором руководит непосредственно правительство РФ. Прежде всего, Ростехнадзор осуществляет контроль техногенного загрязнения окружающей среды. Среди задач службы — ограничение негативного техногенного воздействия, контроль безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения. Также Ростехнадзор контролирует соблюдения законодательства РФ в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения с отходами; лицензирование деятельности предприятий, проведение государственной экспертизы.

Росприроднадзор отвечает за контроль и надзор в сфере природопользования, то есть добычи полезных ископаемых, использование лесов, водных объектов и животного мира.

Функции нового агентства
Создание нового агентства должно упорядочить систему надзора и контроля – возможно, объединив все функции в одном ведомстве.

Круг обязанностей и полномочий нового федерального агентства до конца еще не определен. «Пока документы прорабатываются, никакие подробности неизвестны», – сообщили корреспонденту «Беллоны Вэб» в министерстве природных ресурсов.

Сейчас известно лишь, что в управлении агентства будут находиться все особо охраняемые природные территории, судьба которых уже давно вызывает беспокойство экологов. С 2004 года заповедники находятся в ведении Росприроднадзора «до принятия соответствующего нормативного правового акта», как говорится в постановлении правительства.

Кроме того, по мнению замминистра МПР Валентина Степанкова, новому агентству следует передать функции, связанные с государственной экологической экспертизой, реализацией природоохранных программ, экологическими платежами и др. По словам Степанкова, это только так возможно избежать дублирования и совмещения надзорных, контрольных и управленческих функций.
Выступая перед журналистами 14 июля, замглавы Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что агентство «должно оказывать услуги населению, в том числе на платной основе». В частности, речь идет о выдаче свидетельств экологической экспертизы.

Сомнения экологов
Несмотря на очевидную необходимость реформирования системы, не все экологи и общественные деятели солидарны в поддержке инициативы МПР.

Подобные сомнения высказываются, в частности, в электронной конференции экологов ENWL.

В частности, сомнение вызывают попытки собрать все экологические функции под одной крышей. Как считает Александр Карпов, директор центра экспертиз «ЭКОМ», такие действия «не есть свидетельство хорошего управления, и ни к какому реальному улучшению не приведут».

Такого же мнения придерживается Василий Агафонов, координатор экологического движения «Новая волна»: «необходим независимый орган по охране окружающей среды, в виде государственной службы или федерального надзора. Охрана окружающей среды не является агентской функцией государства […], это одна из публичных функций, предполагающая административные и контрольные полномочия».

По мнению Алексея Зименко, директора Центра охраны дикой природы, новое агентство должно подчиняться непосредственно правительству, а не министерству природных ресурсов: «Агентство по охране окружающей среды под шапкой МПР – это совсем не то, чего добивались НПО в последние годы».

Возможно, у неправительственных организаций еще будет шанс повлиять на планы по созданию агентства: как сообщили корреспонденту «Беллоны Вэб» в МПР, после проработки этого проекта в государственных структурах он будет вынесен на общественное обсуждение.

Услуги по проведению экспертизы?
Также у некоторых экологов вызывает тревогу желание МПР передать проведение экологических экспертиз в ведение нового агентства. Александр Карпов считает, что предлагаемая реформа «закладывает большую “мину” в сфере природоохранного управления».

Дело в том, что, в отличие от федеральных служб, в задачи агентства входит управление государственной собственностью и предоставления услуг.

Александр Карпов обращает внимание на то, что «передача Агентству функций госэкспертизы будет означать, что экспертиза – это услуга! (а не функция контроля). К этому уже несколько лет стремятся разные чиновники и крупные природопользователи. Это полностью закроет экспертизу для реальных НКО и переведет ее в сферу консалтинга. В лучшем случае, будут созданы правовые коллизии, которых хватит на несколько лет разбирательств в судах — как раз до следующей реформы или отмены ГЭЭ вообще, как показавшей свою недееспособность».

Такое опасение подкрепляется и последними высказываниями г-на Путина. На встрече в неправительственными организациями 20 июля президент заявил, что «экологические экспертизы не должны препятствовать развитию страны и ее экономики».

Смысл этой реплики до сих пор остается неясным. Как пишет исполнительный директор «Гринпис России» Сергей Цыпленков, слова президента оставляют большой простор для толкований.

«Что имел в виду В. Путин: некорректные действия некоторых государственных компаний по созданию “карманных” общественных организаций для проведения общественных экологических экспертиз? Или господин Путин таким образом косвенно подтвердил слухи о коррумпированности государственной экологической экспертизы, которая дает добро на те или иные проекты, не имеющие ничего общего с экологически и социально устойчивым развитием страны? Если это так, то Гринпис России полностью поддерживает президента России. Если же он хочет отменить сам институт экологической экспертизы и отдать страну, ее экологическую, а значит и национальную, безопасность на откуп алчным коммерсантам и чиновникам, то Гринпис России считает, что президент РФ собирается совершить еще одну ошибку».

Возможно, ответ на эти вопросы мы получим, когда будут сформулированы детали новой реформы.