News

Комментарий: О нужном регламенте замолвили слово

Опубликовано: 15/07/2005

Автор: Григорий Пасько

В Торгово-промышленной палате России состоялось обсуждение законопроекта технического регламента об экологической безопасности.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» записано, что «технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений настоящего …закона… Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо».


Современная история России умалчивает, сколько именно ведомств и министерств разрабатывает в настоящее время проект технического регламента об экологической безопасности. Во всяком случае, известно, что не только Министерство природных ресурсов озабочено этим. И не первый год.


Еще в 2002 году широко обсуждалась Концепция технического регулирования, основы которой были обозначены в базовом законе «Об основах технического регулирования».


Концепция предусматривала отмену прямого действия стандартов и ведомственных нормативных актов. На смену им должны были прийти законы, устанавливающие общие технические регламенты, соблюдать которые должны все отрасли, а также специальные законы, вводящие регламенты для отдельных отраслей. А производственные фирмы должны были самостоятельно декларировать качество своих товаров и услуг.


Как было до принятия концепции?

Основным способом защиты потребителя была — и остается до сих пор — разрешительная система выхода на рынок: чтобы выйти на рынок со своей продукцией, товаропроизводитель должен получить разрешение от органов сертификации, подтвердить, что его продукция соответствует определенным стандартам. Задача государства — обеспечить, чтобы потребитель не купил то, что может причинить ущерб его здоровью или угрожать его жизни.


За рубежом такая система применяется гораздо реже и действует в отношении лишь небольшого класса продукции. Основной метод, применяемый за рубежом — это подтверждение уровня качества продукции самим изготовителем в форме декларации. Такая форма в последнее время получает все большее распространение и у нас.


В ряде стран за рубежом работают специальные государственные органы, которые отслеживают все неприятности, происходящие на рынке потребительских товаров. Они получают регулярную информацию соответствующих медицинских организаций о травмах, отравлениях, несчастных случаях, обобщают эту информацию и делают выводы, и по каким-то видам продукции принимают решение о немедленном запрете ее реализации, отзыве с рынка.


Предполагалось, что кроме базового закона о техническом регулировании будет принят ряд «горизонтальных» законов, содержащих общие технические регламенты. В дополнение к ним будет принят ряд специальных «вертикальных» законов — технических регламентов, действие которых распространится на данную конкретную отрасль.


27 декабря 2002 года был принят и подписан Закон «О технических регламентах», который с момента его вступления в силу (по истечении 6 месяцев со дня опубликования – 31.12.2002г.) отменил действующие в то время Законы «О сертификации» и «О стандартизации». Данный закон можно назвать революционным, он позволит значительно сократить издержки и повысить ответственность предпринимателя за качество и безопасность продукции.


Закон предусматривал разработку и принятие технических регламентов, которые будут содержать обязательные требования в отношении соответствующих объектов технического регулирования (продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и т.д.). (К примеру, одним из первых был подготовлен Технический регламент розничной торговли).


Надо отметить, что статья 46 Закона предусматривает, что со дня вступления в силу Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.


Регламенты

Таким образом, весь вопрос стоял только в том, чтобы разработать и принять соответствующие технические регламенты. Вот лишь те, что уже разработаны и проходят проверку слушаниями в Государственной думе РФ.


Очередное обсуждение очередного регламента – об экологической безопасности – состоялось вчера в торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основным докладчиком по этому вопросу выступила директор Центра экологических и экономических исследований и информации при Министерстве природных ресурсов РФ Елена Лобанова.


Она, в частности, отметила, что к 20-му июля будет готова третья по счету версия законопроекта о техническом регламенте об экологической безопасности. Было отмечено также, что термин «экологическая безопасность» уже сложился. (Потом в прениях выступившие не согласились с этим утверждением. — прим. Авт.)


Лобанова подчеркнула, что «формируется принципиально новое законодательство». (Надо полагать, новое — для России). Разрабатывается огромное количество общих и специальных регламентов. Но единого эталона нет.


Елена Лобанова назвала также требования, предъявляемые к техническому регламенту: создание системы контроля за объектами, негативно влияющими на окружающую среду; выработка оценок воздействия на среду; система экологического контроля и государственной экологической экспертизы; соблюдение нормативов и подтверждение сертификатов.


Выступление директора центра было столь коротким, что вызвало больше вопросов, чем прояснило ситуацию по степени готовности законопроекта. Не случайно поэтому выступившие в прениях подвергли критике как сам законопроект, так и представлявшую его Лобанову.


Главный специалист Ростехрегулирования Михаил Плущевский сказал, что представленный проект словно висит в воздухе сам по себе: несмотря на существование пяти кодексов и 30 законов, так или иначе регулирующих отношение к экологии, не говоря уже о Конституции страны, в проекте закона нет даже намека на взаимосвязь с ними. Плущевский не согласился также с некоторыми терминами, использованными в проекте, и предложил начать работу над проектом закона « с нуля», взяв при этом за основу модельный закон Содружества Независимых Государств «Об экологической безопасности».


Председатель наблюдательного совета экологического фонда «Вода Евразии» Валентин Зиберов посчитал, что технический регламент должен содержать все необходимые для обеспечения экологической безопасности продукции и процессов требования в качестве норм прямого действия. Какие-либо явные или неявные ссылки на стандарты и иные нормативные акты в законодательстве о техническом регулировании не должны применяться.


Председатель правления Российского акционерного общества «Бумпром» Владимир Чуйко сообщил, что в бумажной промышленности уже давно ждут появление такого регламента. Даже список наилучших существующих технологий, предусмотренных законопроектом, уже давно подготовили и передали в Ростехнадзор. Даже европейские стандарты изучили и готовы их применять. Собственно, на этом хвалебная песнь законопроекту у Чуйко и закончилась: он перешел к перечислению конкретных, по его мнению, недостатков. К примеру, представителю «Бумпрома» не понравилась в проекте отсылка-аппеляция к правительству.


«Там нет таких специалистов», — убежденно сказал Чуйко. Возможно, ему виднее. Критике подверглись и некоторые формулировки , например, о запрете залповых выбросов вредных веществ в атмосферу. Запрет, конечно, понятен, но как быть с широко распространенными технологиями, непременно включающими в себя наличие аварийных и предохранительных клапанов? Они ведь для того и созданы, чтобы всю систему в целом не загубить.

Словом, у собравшихся в торгово-промышленной палате специалистов нашлось немало аргументов против того, чтобы предложенный законопроект сходу одобрить. По итогам заседания была принята резолюция, которую мы предлагаем нашим читателям для более детального ознакомления.


Скачать текст резолюции в формате PDF.