News

Комментарий: «Атомный баскетбол»

Опубликовано: 13/07/2005

Автор: Григорий Пасько

В Москве проходит международная конференция «Многосторонние технические и организационные подходы к ядерному топливному циклу для укрепления режима нераспространения». Организаторы — Росатом и МАГАТЭ. Перед началом конференциии глава Росатома Александр Румянцев и представитель МАГАТЭ Юрий Соколов провели пресс-конференцию, на которой присутствовал наш корреспондент.

В начале – два лирических отступления.

Отступление первое, высокое. За полчаса до начала пресс-конференции я увидел активиста Гринпис на столбе статуи бога торговли во дворе Международного центра торговли, где проходила конференция Росатома и МАГАТЭ. Он не торопился спускаться на грешную землю, где его уже поджидали двое милиционеров и двое охранников центра.

 

 

 

 

—> Наверху, возле статуи бога Гермеса, трепетало полотнище со словами на английском: «Здесь торгуют нашим будущим». Потом гринписовец спустился, и его арестовали.

Отступление второе, приземленное.

Всякий раз, приходя на мероприятия, проводимые Росатомом, я вижу хорошо одетых людей и богато сервированные столы для кофе-брейка. Я точно знаю, что мне, журналисту, выдадут толстый пакет с бумагами — программой и еще чем-то, солидный бейджик и проведут в красивый зал. Потом пред журналистами предстанут главные лица пресс-конференции и начнут отвечать на вопросы.

И редко когда ответят по существу, конкретно и точно, искренне и полно, объективно и достоверно.

Потому что им, как мне кажется, глубоко плевать, что мы там напишем и напишем ли вовсе.

У них — свои игры. Свои правила. Своя тусовка. Российский народ и его представители в лице СМИ, похоже, в эту тусовку не входят.

Видимо, им кто-то когда-то сказал, что атомная промышленность – удел избранных; что многое, а лучше все, должно быть покрыто мраком тайны. По принципу: меньше знаешь – крепче спишь.

 

 

0df309433aefad3ceda6cb0f86915d74.jpeg

В самом начале действа глава Росатома Александр Румянцев отметил, что основная направленность конференции — подвести итоги годичного обсуждения предложения главы МАГАТЭ г-на Эль-Барадеи о выработке некоего международного порядка в атомной энергетике среди тех стран, которые входят в число ядерных, а также обсудить «проблемы нераспространения».

На этом, собственно, речь Румянцева и закончилась.

Заместитель руководителя МАГАТЭ Юрий Соколов был словоохотливей. Он сказал, что благодарен Александру Юрьевичу Румянцеву за обрисованную ситуацию вокруг проблем агентства, проблем развития и распространения ядерных технологий. (Я потом специально несколько раз прослушал диктофонную запись, но ничего подобного в речи Румянцева не нашел). Именно в России, отметил Соколов, существует многолетний опыт гарантированных поставок ядерного топлива и его возврат обратно в Россию. Такой опыт есть со времен Советского Союза. Кроме того, агентство знает, что возможности законодательства России, позволяющие ввозить ОЯТ, могут найти свое практическое воплощение, которое предлагает г-н Эль- Барадеи. Поэтому г-н Эль-Барадеи поддержал эту конференцию.

По-моему, Соколов был довольно понятен и искренен. В отличие от г-на Румянцева, которому был задан вопрос: как он относится к акциям Гринпис и к утверждению о том, что Росатом хочет построить могильник ядерных отходов на территории России? Румянцев ответил : «Все заявления этих людей пусть остаются на их совести».

c24db415b0ba4fddd906995ecc136c81.jpeg

Позже этот вопрос в различных вариантах звучал еще дважды. Но от главы агентства удалось лишь услышать общие рассуждения о том, что площадки для хранения ОЯТ есть и в США, и в Финляндии.

Соколов дополнил Румянцева, заметив, что все ОЯТ, к примеру, Франции, можно разместить на баскетбольной площадке. Он подчеркнул при этом: не футбольной, а именно баскетбольной.

Еще много говорилось об устойчивом развитии стран; о развитии атомной энергетики; о том, что в Гане потребление электричества составляет 80 ватт\часов на человека в год; о том, что в России туалеты лучше освещены, чем вся Гана; о том, что необходимо решать технические проблемы, и атомная энергетика успешно демонстрирует это решение.

О создании международного могильника ОЯТ на территории России не было сказано ни слова.

О проблемах состояния атомной промышленности в России не было сказано ни слова.

О зонах с неблагополучной экологической ситуацией в местах размещения АЭС не было сказано ни слова.

О конкретных цифрах количества накопленного ОЯТ на территории России не было сказано ни слова.

О необходимости серьезного реформирования всей отрасли не было сказано ни слова.

3bc657f356f38c236ee31552b7a7df77.jpeg

На неуклюжий вопрос одного из журналистов Румянцев ответил с упреком: вы же журналист, вы должны оперировать фактами. При этом сам руководитель агентства, как мне показалось, сам старательно избегал фактов. Кроме одного: конференция началась.

Еще он дополнил Соколова в части, касающейся объемов ядерных отходов («весь мир за 50 лет»): если собрать их все в одно место, то получится трехподъездный четырехэтажный дом. А если делать прогноз на несколько веков вперед, то все отработавшее топливо, даже без переработки, уместится в размерах одного футбольного поля.

О том, где это футбольное поле будет расположено, Румянцев не сказал.

В конце пресс-конференции какой-то человек заметил, что глава Росатома «очень хорошо ловит мяч». Не знаю, где он увидел «мяч», но конкретные вопросы Румянцев парировал неконкретными ответами, действительно, умело.

Почему-то, — разумеется, некстати, — вспомнился бывший глава Министерства по атомной энергии Адамов: тот тоже умел уходить от поставленных вопросов. Пока это искусство выйти из-за решетки ему не помогло.

Фото автора.