News

Неудачный запуск ракеты с российской АПЛ

Опубликовано: 22/06/2005

На 83-й секунде полета ракеты-носителя «Волна» ее двигатель прекратил свою работу по неустановленным причинам. Контрольные службы не могут сказать с уверенностью, упала ракета или нет.

21 июня 2005 года в 23 часа 46 минут по московскому времени с борта российской атомной подводной лодки К-496 «Борисоглебск» (Дельта-III), находившейся в погруженном состоянии в акватории Баренцева моря, был произведен пуск конверсионной ракеты-носителя «Волна» с космическим аппаратом Cosmos-1 (известным как «солнечный парус») на борту.


«Солнечный парус» разрабатывался в НПО имени С. А. Лавочкина, финансировала разработку американская общественная организация Cosmos Studios. Аппарат должен был выйти на орбиту высотой около 840 километров, раскрыть состоящий из восьми «лепестков» круг диаметром около 30 метров и осуществить маневрирование за счет давления солнечного ветра. Стоимость проекта — $4 млн.


По одним данным, она упала, по другим – нет. Об этом свидетельствуют сообщения о том, что кому-то удалось зарегистрировать сигналы спутника Cosmos-1 в первые часы полета, хотя надежды на это, по мнению экспертов, весьма призрачны. Поскольку информации о том, что именно произошло с аппаратом, нет до сих пор, поиском российской ракеты займется стратегическое командование вооруженных сил США – об этом его попросило американское планетарное общество США, принимавшее участие в реализации проекта.



Первая попытка отправить в космическое плавание «солнечный парусник» была предпринята в июле 2001 года с помощью той же «Волны» и того же «Борисоглебска», но оказалась неудачной — полезная нагрузка не смогла отделиться от носителя. По мнению военных – они к неудаче отношения не имеют. Стратегическая подводная лодка Северного флота, выполнив одну задачу (по запуску ракеты-носителя «Волна»), продолжила выполнять остальные. «Экипаж отработал все штатно, проблем с запуском ракеты на борту лодки не было. Экипаж жив и здоров», — подчеркнул главком ВМФ Куроедов, отметив при этом, что «после выполнения этой задачи лодка продолжила выполнение поставленных перед ней командованием флота задач».