News

Секретная география

Опубликовано: 12/04/2005

Автор: Рашид Алимов

Продолжается предварительное следствие по уголовному делу о разглашении государственной тайны в Бурятии.

В начале марта следователи из ФСБ нашли в компьютере в Центре геоэкологических исследований при Восточно-Сибирском государственном технологическом университете электронную копию подробной советской карты Кабанского района Бурятии с грифом «секретно».

«По факту разглашения государственной тайны» было возбуждено уголовное дело. Соответствующая статья уголовного кодекса (283 ч.1) предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до четырех лет.

Одним из фигурантов в этом деле стал известный эколог, руководитель одной из самых активных общественных организаций Байкальского региона — «Бурятского регионального объединения по Байкалу», — Сергей Шапхаев.

Секрет в масштабе
— Пока предварительное следствие продолжается. Мы не считаем, что эта карта, имеющая советский гриф «секретно» в действительности содержит сведения, относящиеся к государственной тайне, — сказал корреспонденту «Беллоны» сам Сергей Шапхаев.

В пресслужбе управления ФСБ по Бурятии от комментариев отказались, подчеркнув только, что на данный момент карта засекречена, а Шапхаев не имел права доступа к таким материалам.

По словам Шапхаева, участок, отраженный на карте, — побережье озера Байкал — относится к природоохранным территориям международного статуса — объектам всемирного наследия ЮНЕСКО, и никаких военных или иных секретных объектов не содержит. Вероятно, файл с картой был принесен заказчиками —специалистами «Бурятгражданпроекта», для которых Центр разрабатывал информационную систему плана развития территории Кабанского района.Сам «Бурятгражданпроект» имеет право доступа к подобным картам.

Карта, имевшая гриф «секретно» из-за своей подробности —1:25 000 — использовалась для нанесения на градостроительные планы местоположения кладбищ, свалок и скотомогильников, вскрытие которых при производстве земляных работ может привести к вспышкам эпидемий. В таком масштабе отрезок 1мм соответствует 25 м. Практическая точность таких топографических карт 5-10 м.

—Именно поэтому такие карты и нельзя засекречивать. Современные средства космической съемки вполне позволяют получать изображения местности такой точности. Так что для иностранных государств такие карты интереса не представляют. А вот для нашего населения, для экологической оценки работ на местности, точные карты необходимы, — говорит Сергей Шапхаев.

Николай Казанцев, руководитель Центра геоинформационных исследований Института георгафии Российской Академии наук, также подчеркивает необходимость и экономическую целесообразность точной фиксации географических объектов: «вряд ли нужна полная секретность пространственных данных, имеет смысл засекретить лишь отдельные объекты».

По словам Николая Казанцева, отсутствие свободного доступа к картографическим данным создает многочисленные земельные конфликты и служит препятствием на пути инвесторов. Поэтому сегодня кампании, обладающие доступом к секретной информации, имеют большие преимущества.

В данном случае доступом к секретной карте и преимуществами обладал «Бурятгражданпроект» — именно по этому сейчас помимо Шапхаева на допросы в ФСБ в Улан-Удэ вызываются и представители этой проектной организациии. По мнению эколога Шапхаева, их также не в чем обвинять, поскольку они «просто добросовестно выполняли свою работу».

Законодательство
Согласно статье 7 «Закона о гостайне», сведения, относящиеся о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, засекречиванию не подлежат.

В статье 10, пункт 3 федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» сказано: «Запрещено относить к информации с ограниченным доступом: документы, содержащие экологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом».

— Перечень Роскартографии, по которому карты определенной степени точности объявляются секретными, не был официально опубликован. Между тем, согласно 15й статье Конституции, правовой акт не может применяться без опубликования, — говорит адвокат Иван Павлов (Институт Развития Свободы Информации).

Известно, что в соответствии с перечнем Роскартографии, в принципе открытыми считаются лишь карты, подробность которых не превосходит 1:100 000, если с них удалены объекты, составляющие предмет гостайны. Карта масштаба 1:25 000 по документам Роскартографии считается секретной.

Представители Роскартографии на просьбу нашего корреспондента прокомментировать возбужденное в Бурятии дело и секретный перечень агентства, отказались, заметив, что «это не телефонный разговор».

В 2002 году под давлением экологов, оспаривавших секретные документы в судебном порядке, Министерство обороны упразднило свой неопубликованный приказ №055, на основании которого предъявлялись обвинения экологам Александру Никитину и Григорию Пасько, ученому Игорю Сутягину. Упраздненный приказ, вместо того, чтобы чисто технически конкретизировать сведения, упомянутые в «Законе о гостайне», предписывал засекретить новые категории сведений, — более 600 инстанций.

—Подобные дела будут продолжаться, пока каждое ведомство имеет свой секретный перечень государственных тайн, — говорит известный эколог Александр Никитин, в 1995 году обвиненный в шпионаже и в 2000 году полностью оправданный Верховным судом. — Проблема в том, что нет заинтересованного ведомства, которое бы занималось работой с документами, хотя бы пересматривало статус документов 30-летней давности. Сейчас такая работа в России не финансируется и не проводится, и это несмотря на то, что многие данные фактически перестали быть секретными с исчезновением СССР.

—Экологи, картографы давно обращаются к Роскартографии с призывом рассекретить топографические карты. Нынешняя ситуация выгодна только ведомствам, которые зарабатывают на лицензировании геоинформационных технологий и цифрового картирования и снятии секретности с топографических карт, — Роскартографии и Министерству обороны, — говорит Сергей Шапхаев. — Смысла в такой засекреченности для страны я не вижу.

Засекретить время?
К сожалению, стремление к диалогу Роскартографии не свойственно, — так, например, на недавний семинар, проводившийся в агентстве в том числе и по этим проблемам, не были приглашены представители общественности, в том числе известной ГИС-ассоциации, уже довольно давно работающей с Минэкономразвития над оценкой ущербов для гражданской экономики от действующих запретов и ратующей за понижение «планки секретности». По современным нормам, граждане России не могут определять свое местоположение с точностью более 30 метров.

—В качестве одного из доводов за сохранение секретности точных карт называют угрозу терроризма. Но точно также в целях борьбы с терроризмом можно было бы ввести ограничения на фиксацию времени точностью 1 час на территории РФ, — замечает Николай Казанцев, руководитель Центра геоинформационных исследований Института георгафии Российской Академии наук.

Как комментирует инициативы ГИС-ассоциации и Минэкономразвития на сайте CNews Analytics эксперт этого агентства Сергей Шалманов, отмена запретов означала бы для населения «что каждый получит доступ к высокодетальной пространственной информации и сможет «увидеть» на карте и аэрофотофотоснимке свою собственность, себя, спланировать маршрут поездки».

В настоящее время ГИС-ассоциация совместно с Минэкономразвития работают над предварительной концепцией подробной всероссийской карты.

Кстати, недавний опрос, проведенный на специализированном сайте ГИС-ассоциации, показал, что наиболее популярна (46%) среди посетителей сайта идея, что в основу определения государственной тайны в области пространственных данных должен быть положен не принцип «площадной защиты» (когда засекречивается точность геопозиционирования вообще), а принцип объектовой защиты — когда засекречивается пространственное определение конкретных объектов. Противоположной точки зрения придерживаются 25% посетителей, и ещё 29% предлагают другие способы защиты данных. Всего в опросе приняли участие 550 посетителей.

Общественный отклик
Как заявляет исполком оргкомитета создаваемой сейчас «Общероссийской партии зеленых» (название партии предварительное), «начинает раскручиваться еще одно «чекистское дело», лишенное логики: преследование экологов-специалистов под предлогом защиты «секретности» карт, давно не содержащих сведений, составляющих государственную тайну. Вместо помощи экологам, работающим по обеспечению экологической безопасности населения, ФСБ препятствует этой деятельности».

—Я не исключаю, что интерес к нашему центру возник в ФСБ из-за моей деятельности в общественной организации. Опять-таки, сейчас начались параллельные проверки нашей организации, которые, возможно, также не случайны, — говорит Сергей Шапхаев.

Подобные проблемы возникали у экологов и раньше. В марте 2002 года суд в Новосибирске по представлению правоохранительных органов изъял у Сергея Пащенко, директора общественного института из «Ученые за глобальную ответственность» определитель координат GPS, оринетирующийся по спутникам. Мотивировано изъятие было тем, что якобы по закону, принятому в 1996 году, измерение координат с погрешностью менее 30 метров становится государственной тайной. А разрешение, выданное экологу раньше Госсвязьнадзором, было объявлено выданным «по ошибке».

—Заметим, что такой прибор свободно продается в любом магазине «Охотник», однако стоило его применить в рамках работы общественной экологической экспертизы для определения координат скандально знаменитого в Новосибирске и финансово мутного проекта Сибирской Ярмарки, как прибор был конфискован, — комментировал тогда Сергей Пащенко.

Такие же GPS устанавливаются на некоторых иномарках: GPS позволяет с высокой точностью определять местоположение автомобиля, что помогает при поиске угнанных автомашин.

В ноябре 2002 года уголовное дело, аналогичное тому, которое пытаются создать сейчас в Улан-Удэ, было возбуждено ФСБ в Иркутске, по факту разглашения гостайны экологической организацией «Байкальская экологическая волна», в офисе которой были изъяты подробные карты радиационного загрязнения территории вокруг Ангарского электролизного химического комбината. Тогда одним из первых в защиту экологов из «Байкальской волны» выступил космонавт Сергей Кричевский, заметивший, что все координаты с точностью до метра абсолютно легально снимаются с земной орбиты. В декабре 2003 года уголовное дело было закрыто за отсутствием состава преступления.