News

Дети и капитаны грантов

Опубликовано: 14/10/2004

Автор: Григорий Пасько

Государственная Дума России готовится ко второму чтению так называемого закона о грантах. Так правозащитники называют изменения к главам 23 и 25 Налогового кодекса РФ, которые регламентируют процедуру регистрации и выдачи грантов некоммерческим общественным организациям (НКО).

Россия хочет откусить «руку дающего»

Только со стороны может показаться, что противники поправок в закон проснулись вдруг и стали усиленно критиковать проект правительства РФ. Отнюдь. Еще в августе этого года правозащитники обсуждали поправки, а разговоры на эту тему шли чуть ли не с начала года. Потому что общественность российская научена: от этой власти можно ждать только гадостей.


Дождались… Причем их последовало несколько и поэтапно.


«…не могут укусить руку, с которой кормятся»

В конце мая в послании к Федеральному собранию Владимир Путин недвусмысленно высказался о донорах и грантополучателях: «В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других — обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов… Когда речь идет о нарушениях фундаментальных и основополагающих прав человека, об ущемлении реальных интересов людей, голос подобных организаций подчас даже не слышен. И это неудивительно: они просто не могут укусить руку, с которой кормятся ».


Первого июня 2004 года — ровно через пять дней после послания — в Думу пришли поправки к Налоговому кодексу. Те самые, «грантовые». Те самые, ознакомление с которыми наводит на мысль: власть российская сама решила «руку» западной помощи укусить. По самый локоть, а то и предплечье.


До сих пор, то есть, до предстоящего принятия поправок (а в том, что они будут приняты послушной пропутинской Думой, ни у кого, похоже, нет ни малейших сомнений) практически любая некоммерческая организация или простой россиянин могли выделить грант, удовлетворяющий условиям Налогового кодекса. Международным благотворителям было сложнее: с 2000 года они регистрировались при правительстве, чтобы попасть в список уполномоченных грантодателей. Сегодня в этом списке всего 88 организаций и список не пересматривался правительством уже два года. После принятия поправок к Налоговому кодексу строиться по списочному ранжиру придется не только иностранным, но и российским грантодателям. Не построишься — твои деньги не будут рассматриваться налоговиками как гранты; соответственно, с них будут брать налог на прибыль — 24 процента. Следует учесть также, что новые поправки к Налоговому кодексу запрещают раздачу грантов иностранными гражданами.


Поскольку мнений, касающихся поправок, много, мы решили привести лишь те, которые, на наш взгляд, подкреплены сильными и убедительными аргументами.


Противоречит курсу дебюрократизацию экономики

Международный центр некоммерческого права: «Какой смысл тратить государственные ресурсы на то, чтобы создать еще одну бюрократическую «грантовую» структуру?»


Из заключения региональной общественной организации «Независимый экспертно-правовой совет»: «…Предложенные механизмы фактически разрешительного порядка предоставления необлагаемых грантов противоречат одному из принципов налогообложения (недопущению установления налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала), являющемуся выражением конституционного принципа юридического равенства… Предоставление законом новых полномочий государственному аппарату противоречит проводимому в стране курсу на дебюрократизацию экономики».


Сложность оформления документов неадекватна большинству грантов

Из пояснительной записки экспертов круглого стола неправительственных организаций «Народная Ассамблея», объединяющего представителей более 50 крупнейших сетевых общероссийских некоммерческих неправительственных организаций: «С нашей точки зрения, предложенный в законопроекте порядок предоставления грантов значительно усложняет процедуры финансирования общественно полезных проектов и вводит новые административные барьеры, не повышая прозрачности и эффективности системы в целом. Это противоречит духу и букве бюджетного послания Президента России В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2005 году», которое акцентирует внимание на вопросах налогового администрирования, упрощения налогового учета, улучшения взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.


Вызывает недоумение требование о фактическом дублировании процедур регистрации грантов и технической (гуманитарной) помощи, предусмотренное внесенным законопроектом. Сложность и длительность оформления документов в соответствующей правительственной комиссии, быть может, и оправдана для длительных программ зарубежной помощи с бюджетом в десятки миллионов рублей, но очевидно неадекватна большинству грантов, которые предоставляются на краткосрочные программы и бюджет которых может не превышать нескольких тысяч долларов».


Россия равняется на Беларусь, Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан

Международный центр некоммерческого права (МЦНП) (Наша справка: МЦНП — международная организация, оказывающая различным странам техническую помощь в проведении исследований и реализации образовательных программ по вопросам разработки законодательно-нормативной базы деятельности негосударственных организаций (НГО). МЦНП совместно с Советом Европы, ОБСЕ, Всемирным банком, ООН и другими организациями участвовал в разработке программ реформирования системы законодательного регулирования деятельности НГО в более чем 80 странах мира): «…Мы опасаемся, что в случае принятия этой поправки она станет серьезным препятствием как для отечественных так и для иностранных грантодателей и, как следствие, окажет негативное влияние на развитие гражданского общества в России, в целом. Мы хотели бы верить в то, что разработчики поправок не ставили перед собой цель достичь именно таких результатов…»


Здесь следует заметить, что разработчики поправок наверняка ставили именно такую цель: других разумных объяснений им придумать трудно. Ведь давно и всем известно, что гранты как иностранных, так и отечественных грантодателей (которых, кстати, по пальцам сосчитать можно) являются для российских НКО едва ли не основным источником существования. Поправки наверняка поспособствуют исчезновению многих НКО. Кроме того, по мнению экспертов, новое законодательство окажет негативное влияние на всю социальную сферу и не позволит правительству реализовать его планы по расширению финансирования социальных программ за счет иностранной и внутренней безвозмездной финансовой помощи (грантов).


МЦНП отметил, что помимо России еще в целом ряде стран СНГ действует требование об обязательной регистрации иностранных организаций-доноров в правительственном перечне. Это полностью противоречит современной международной практике, и никогда не встречалось ранее в законодательстве европейских стран. Странами, требующими ведения перечня уполномоченных иностранных организаций-доноров, являются Беларусь, Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан. МЦНП считает, что российскому законодательству и его разработчикам нужно следовать европейскому опыту нормотворчества, а не перенимать опыт перечисленных выше стран.


Исходя из вышесказанного, МЦНП рекомендует исключить из текста предлагаемых поправок положения, касающиеся правительственного перечня внутренних грантодателей, как тормозящие процесс создания здорового, финансово независимого гражданского общества и создающие дополнительные административные затраты как для гражданских организаций, так и для правительственных органов.


С вмешательством чиновников в грантовое финансирование придет коррупция

А вот заключение о проекте закона No.58666-4 «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах» Национального антикоррупционного комитета: «Поскольку до настоящего времени сфера финансирования через гранты общественных, некоммерческих, научных организаций и частных лиц находилась вне системы государственного регулирования, она практически избежала коррупционного воздействия.


Фактически государственная (бюрократическая) структура будет определять степень целесообразности сторонних финансовых затрат. Есть опасение, что в случае принятия этих поправок появляется возможность административного влияния при выборе тем научных разработок (Например: темы коррупции, правонарушения, эффективности системы правоохранительных органов и др.)


Кроме того, велика опасность появления нового коррупционного механизма при принятии решений по предоставлению и утверждению гранта, т.к. фактически формирование правовых механизмов реализации этой поправки возложено на бюрократический аппарат. Т.е. данная поправка фактически является отсылочной нормой, а не нормой прямого действия, что по своей сути есть условие для коррупционных проявлений.


Принятие данной поправки может явиться дополнительным фактом, дискредитирующим Россию, как страну с отсутствием условий развития гражданского общества».


Разумеется, такими словами власть нынешнюю не испугаешь. Подчас она действует именно назло таким вот словам. А к дискредитации, бюрократизации и коррупции ей давно уже не привыкать.


Неправительственные организации будут отстаивать свои права

Но это – власть. А что же остальным делать?


В одном из заключений-обращений сказано: «…Выработана стратегия противодействия принятию негативных положений проекта закона. …Составлены проекты писем на имя председателя Государственной Думы…


В случае неудачи мы не исключаем, что накануне второго чтения, в октябре, придется прибегнуть к массовым публичным действиям протеста силами участников, сотрудников, добровольцев и подопечных НКО».


…Обычно власть массовые митинги, ею не санкционированные, разгоняет при помощи дубинок. Вряд ли она придумает что-либо новое и в этот раз.