News

Сутягина отключили

Опубликовано: 18/08/2004

Автор: Григорий Пасько

17 августа Верховный суд России оставил без изменения приговор Московского городского суда, в соответствии с которым в апреле этого года ученый Института США и Канады Игорь Сутягин был признан виновным в шпионаже и приговорен к лишению свободы сроком на 15 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

или На фронте бесправия без перемен

Взгляд объективный…

На пресс-конференции в Москве, состоявшейся сразу после вынесения определения Верховным судом, выступили адвокаты Сутягина и правозащитники. По их мнению, суд над Сутягиным не был справедливым и законным, о чем свидетельствуют многочисленные процессуальные нарушения. Так, один из присяжных заседателей, участвовавших в процессе, не имел на это права, поскольку состоял в списках кандидатов в присяжные другого суда — Московского окружного военного. Кроме того, суд не учел аргументов защиты относительно предвзятой и незаконной экспертизы, отсутствия убедительных доказательств, а также того, что многие доказательств были добыты незаконным путем.


Выяснилось также, что коллегия судей Верховного суда даже не пыталась услышать аргументы зашиты, а осужденного Игоря Сутягина, участвовавшего в заседании посредством телеконференции, и вовсе отключали от микрофона.


По словам адвоката Анны Ставицкой, увидев судью Верховного суда Зямиля Галиулина, они заявили ему отвод, поскольку все предыдущие ходатайства и жалобы по делу Сутягина, доходившие до Верховного суда, рассматривал именно он. И ни одно из этих ходатайств он не удовлетворил, что, по мнению защиты, не соответствовало закону. Отвод, разумеется, принят не был.


Примечательно, что буквально за день до заседания в суд поступили дополнительные материалы — от защиты и самого Сутягина. Когда Игорь попытался привлечь внимание судей к этим документам, его снова отключили от микрофона. «Такое вот правосудие», — резюмировали адвокаты.

a0cf8d0c44857ae6019691f2311e8d4f.jpeg

Представитель международной правозащитной организации Human Rights Watch Александр Петров заверил участников пресс-конференции в том, что правозащитники и впредь будут бороться за освобождение Сутягина и требовать справедливого суда для него. В распространенном от имени этой организации пресс-релизе сказано: «Суд над Игорем Сутягиным не был справедливым, и мы не исключаем, что ученый мог стать жертвой политически мотивированного дела». Петров отметил также, что в июне сессия ПАСЕ, отражая европейскую озабоченность состоянием судебной системы в России, назначила отдельного специального докладчика по делу Сутягина.


Определение Верховного суда России, оставившее без изменений обвинительный приговор Сутягину, по сути, поставило российскую точку в этом деле. Как отметили адвокаты, обжалование в надзорном порядке вряд ли будет результативным, потому что и решение Мосгорсуда, и определение Верховного суда — это звенья одной цепи. Хотя, разумеется, адвокаты будут делать все, что от них зависит.


Следует отметить, что в настоящее время Игорь находится в Матросской Тишине — следственной тюрьме, в которой содержатся такие известные узники, как бывший глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский, а также Вячеслав Иваньков, которого российские правоохранительные органы называют «главарем мафии» и «Япончиком».


И субъективный

Легко могу представить себе те чувства, которые одолевали Игоря Сутягина накануне судебного заседания и после определения Верховного суда РФ об оставлении без изменений приговора Мосгорсуда, лишившего его свободы сроком на 15 лет. Наверняка знал Игорь о том, что оправдательного приговора ждать не придется: в противном случае его «заказали» бы с утра в автозак, а не придумали «клоунаду» в виде телемоста с судом. Единственное, на что можно было надеяться, так это на существенное — до пяти лет — снижение срока наказания. Во всяком случае, у суда были основания для этого: отсутствие убедительных доводов вины и смягчающие обстоятельства. Наш «самый гуманный в мире» суд не скостил даже года. Впрочем, не для того российское правосудие так долго судило Сутягина и меняло присяжных, чтобы вспоминать о милосердии. Похоже, что ученый Института США и Канады вынужден отдуваться за все предыдущие, мягкие, по мнению ФСБ, приговоры. И вряд ли у кого есть сомнение в том, что именно под дудку ФСБ выдуваются сегодня в России все приговоры по так называемым шпионским делам.


Насчет объективности Верховного суда России в «шпионских» делах у меня лично давно никаких сомнений нет — это такой же зависимый и несправедливый суд, каким является любой районный или военный суд в России. Помпезности побольше да мантии поширше. Ну, и печать мании величия на лицах судей. А так — все та же басманщина. Остается дожидаться решения Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Конечно, пройдут годы. Конечно, испытаний Сутягину и его семье еще придется хлебнуть немало. Но иного выхода, похоже, нет. Потому что «басманное правосудие» с ФСБ за спиной в России воцарилось надолго. Во всяком случае, раньше второго путинского срока изменений в лучшую сторону ждать не приходится.

3cc10cfde5e1825bd1fba0004b122e61.jpeg

Когда я анализирую дело Сутягина, я стараюсь не думать об ошибках самого Игоря (он почему-то решил, что с ФСБ можно сотрудничать во время предварительного следствия); о некоторых погрешностях в работе защиты (а они, на мой взгляд, были); о подлости прокуроров (а где ее не было?); о судьях Московского городского суда (когда один внезапно исчез из начавшегося процесса, а решение внезапно назначенной в процесс судьи Комаровой было известно задолго до того, как она начала судилище. Я думаю о Верховном суде России. Точнее, об его отсутствии. Только в стране с тоталитарным режимом выгодно такое отсутствие. То есть, видимость наличия сохранена — по форме. А вот справедливые, законные решения такого суда скорее случайны, чем закономерны. Защитники ведь не просят у этого суда милостыню. Они требуют на вполне законных основаниях одного — соблюдать закон самому Верховному суду.


А он его во многих случаях не соблюдает.


ФСБ в России устами Верховного суда в очередной раз показала, кто правит Россией. Точнее, ЧТО правит: беззаконие, беспредел. Демократические принципы развития в глубоком загоне. Только мишура красивых слов о демократии и независимости судов, только лакирование действительности посредством оболванивания народа телекартинками и лживостью газетных страниц.


И в конце два факта. Правозащитник Эрнст Черный пожаловался: накануне заседания Верховного суда по делу Сутягина НИ ОДНА российская газета не рискнула напечатать его статью об этом деле. Посчитали нецелесообразным или струсили?


Когда несколько месяцев тому назад Верховный суд РФ отменил оправдательный приговор Красноярского суда по делу физика Валентина Данилова, мой телефон буквально разрывался от желающих узнать мое мнение и получить комментарий. В случае с Сутягиным была тишина, словно телефон отключили. Как самого Игоря Сутягина в здании Верховного суда…