Утилизация «Лепсе» без выгрузки ОЯТ

d0c44e8255208a96858d93ab86b3fe25.jpeg

«Предлагаемый вариант утилизации ПТБ “Лепсе” без выгрузки ОЯТ за пределами территории ФГУП “Атомфлот” и города Мурманска, на наш взгляд <…> более предпочтителен», — сообщается в рецензии Северо-Европейского округа Федеральной службы по атомному надзору (ФСАН) на опубликованный на нашем сайте доклад об утилизации «Лепсе».

Судно «Лепсе» принадлежит Мурманскому Морскому пароходству и базируется на РТП «Атомфлот» в непосредственной близости от жилых кварталов Мурманска. С 1961 года оно использовалось как плавучая техническая база (ПТБ) для перезарядки реакторов атомных ледоколов. В 1981 году было выведено из эксплуатации, но аварийное ОЯТ остается в его хранилище до сих пор.

–> Автор опубликованного на нашем сайте доклада Юрий Черногоров — в 1980-96 годах главный технолог Специальной группы технадзора Мурманского Морского пароходства — считает что для приведения «Лепсе» в безопасное состояние, его хранилище ОЯТ нужно просто залить специальной радиационно-стойкой бетонной смесью без выгрузки ОЯТ.

Забетонированный блок хранилища должен быть вырезан из корпуса. Специальная смесь позволит хранить вырезанный блок на открытой площадке в течение 500 лет — или до готовности подземного могильника. В сухом же могильнике специальная бетонная смесь сохраняет свои свойства на срок в тысячи лет.

—Другие существующие варианты утилизации судна с выгрузкой ОЯТ повлекут значительные личные и коллективные дозовые нагрузки на персонал, — считает Юрий Черногоров.

Об этом же беспокоятся и в Северо-Европейском округе ФСАН:
—Одна из возможных проблем — немногочисленность персонала, непосредственно выполняющего работы: быстро выбрав годовую норму, он не сможет не только продолжать дальнейшие работы по выгрузке ОЯТ, но и выполнять свои обязанности по специальности, обслуживая атомный флот.

4406e09b6c93095bbf900e5eafd25e33.jpeg Photo: Thomas Nilsen

В 1997 году при попытке выгрузить аварийные сборки из кессона хранилища «Лепсе» произошло тяжелейшее загрязнение самого судна, стоявшего рядом атомного ледокола «Россия» и причала. При этом из пяти сборок с ОЯТ, которые пытались достать, смогли выгрузить только две. Подобное произошло и при выгрузке ОЯТ из плавбазы ПМ-80 Тихоокеанского флота: были загрязнены как сама плавбаза, так и акватория в бухтах Конюшково и Сысоева.

— Необходим расчет возможного, в случае возникновения аварийных ситуаций, радиационного воздействия на население, проживающее в непосредственной близости от места выполнения работ, и радиоактивного загрязнения окружающей среды в этом районе, — отмечают во ФСАН и добавляют: до начала работ необходимо выполнить проработки по оценке различных вариантов утилизации.

Рецензии
Технология утилизация «Лепсе», предложенная в докладе Юрия Черногорова, поддержана рядом специалистов.

–> —По нашему мнению, предлагаемый автором подход к утилизации плавбазы «Лепсе» заслуживает самого пристального внимания и должен быть всесторонне проанализирован специалистами. Подход может быть применен при утилизации и других плавбаз, выгрузка топлива с которых представляет высокую радиационную опасность, — говорится в рецензии НИИ Промышленной и морской медицины Минздрава РФ, утвержденной директором НИИ В.В.Довгушей.

Всего плавбаз, подобных «Лепсе», в России ещё восемь, и принадлежат они Военно-Морскому Флоту. Установленные сроки службы всех этих плавбаз (проекты 326 и 326М) давно истекли.

По мнению «Беллоны», по вопросу утилизации «Лепсе» должен быть проведен конкурс проектных решений, охватывающих как экологическую, так и экономическую составляющую. Должны быть рассмотрены альтернативные проекты как с выгрузкой, так и без выгрузки ОЯТ, — и в том числе проект, подготовленный Юрием Черногоровым. Кроме того, необходимо провести общественную экологическую экспертизу проекта (или самостоятельных сегментов) в соответствии со статьей 13 федерального закона «Об охране окружающей среды».

Автор — ответственный секретарь журнала «Экология и право». В ближайших номерах журнала будет помещен подробный рассказ об экологических аспектах утилизации «Лепсе».

Рашид Алимов

rashid@ecoperestroika.ru