News

«Критическая масса» велосипедистов

Опубликовано: 17/05/2004

Автор: Елена Морева

15 мая 2004 г. в Санкт-Петербурге прошла велосипедная акция «Критическая масса». Идеи и цели мероприятия просты и понятны: безопасные дороги и улицы, чистый и тихий город, передвигаясь по которому ты не вредишь себе, окружающим людям и природе. Это уже вторая такая акция в России, первая состоялась 25 апреля 2004 года в Москве.

Участники велопробега проехали по улицам Петербурга от Крестовского острова до Марсова поля, где сделали остановку. А затем продолжили движение по Литейному и Невскому проспектам и завершили акцию в самом сердце северной столицы, на Дворцовой площади.


«Критическая масса» — это протест против того, о чём все знают, но никто ничего не делает. Это и загрязнение воздуха автомобильными выхлопами и шумовое загрязнение города. Да и некомфортное ощущение пешеходов нельзя сбрасывать со счетов. Каждый день в атмосферу Петербурга автомобили выбрасывают около 500 тонн вредных веществ. Это в четыре раза больше всех остальных вместе взятых источников загрязнения петербургского воздушного бассейна. В местах скопления автотранспорта предельно допустимые концентрации вредных веществ превышаются многократно.


И десять лет назад велосипедисты из многих стран мира решили, что пора отстаивать свои права самостоятельно. И «коллективные велопокатушки против засилья машин» стали традицией во многих крупных городах. Участники акции наглядно демонстрируют альтернативу, выбирая такой универсальный и экологически дружественный способ передвижения, как велосипед. «Мы не блокируем дорожное движение — мы являемся частью движения!» — таков лозунг «Критической массы».


Автомобилизация в городе как спрут пожирает своими щупальцами-дорогами остатки зелени, газоны, тротуары… Как результат, — невозможно реализовать естественное право человека жить в чистом и безопасном городе. А ведь на западе давно поняли, что новые дороги — это новые машины. И что идти путем строительства новых магистралей и развязок — всё равно, что тушить костер бензином. Именно поэтому все столицы Европы выбрали концепцию поощрения общественного и велосипедного транспорта.



52e6f563df1b7d05fb9a931722052f6b.jpeg

Перед Петербургом, как и перед многими другими крупными городами России, сейчас стоит дилемма: город для автомобиля или город для человека. От этого выбора зависит наше с вами благополучное и комфортное существование. Какой путь будет выбран, зависит, в том числе, и от нас, его жителей.


Организаторы «массы» в России обещают сделать мероприятие регулярным и проводить её не реже раза в месяц. Подробную информацию о проекте вы можете узнать на сайте www.massa.tr.ru


Для справки: впервые зародившись в Сан-Франциско в сентябре 1992 года КМ распространилась по всему земному шару как лесной пожар, и в настоящее время они проходят в сотнях городов, в десятках стран, практически на всех континентах. Свое название акция взяла из фильма Теда Уайта «Return of the Scorcher», где этот термин использовался для описания дорожного движения в Пекине. Там нет светофоров и когда большие массы велосипедистов (а их там действительно много) скапливаются на перекрестке, они в какой-то момент просто перегораживают дорогу автомобилям и проезжают.