News

Воры похитили 14 тонн титана со списанных АПЛ в Сайда Губе

Опубликовано: 07/05/2004

Автор: Рашид Алимов

Более 14 тонн титановых шпангоутов срезаны с отсеков атомных подводных лодок (АПЛ) и похищены в Сайда Губе. Вчера стало известно о результатах новой проверки, выявившей хищение ещё 17 тонн титана.

Новая информация от 12 мая: всего было похищено 30 тонн титана

Информацию о хищении 14 тонн внешних шпангоутов «Беллоне» официально подтвердил начальник отдела по расследованиям особо важных дел Мурманской областной прокуратуры Александр Голубев.


На днях была проведена дополнительная проверка, которая выявила, что хищение проводились не только снаружи, но и внутри подлодок, и похищено было ещё 17 тонн шпангоутов, — сообщил вчера «Интерфаксу» следователь по особо важным делам прокуратуры Мурманской области Hиколай Зайцев. Таким образом, всего в Сайде было похищено 30 тонн титановых деталей атомных субмарин.


При этом, в ответе на официальный запрос «Беллоны» и журнала «Экология и право», Александр Голубев указал, что «похищенный металл (шпангоуты) наведенной радиацией не обладает». При этом, Голубев не уточнил, на основании чего было сделано такое заключение.


Отсеки в Сайда Губе находятся в отстое на плаву в основном в виде трехотсечных блоков (реакторный отсек и два смежных, причем уровень радиации вблизи реакторных отсеков заметно выше). На вопрос о том, были ли срезаны шпангоуты реакторных отсеков, Александр Голубев ответил: «места хищения металла конкретными лицами являются предметом расследования двух конкретных уголовных дел», которые ведет возглавляемый им отдел.


По сообщению «Комсомольской правды-Мурманск», предполагаемый ущерб кражи — миллион сто семнадцать тысяч рублей. Охотники за титаном в основном оказались жителями ЗАТО Снежногорск и Гаджиево. К отсекам подходили на лодках с переносными сварочными аппаратами. Охрана объекта в определенные дни просто «не замечала» разделочных работ. Установлено, что такой «утилизацией» бывших подлодок промышляли не менее четырех групп. Титан сбывали в окрестных скупках по 50-55 рублей за килограмм. По фактам кражи возбуждено несколько уголовных дел. Два из них (упомянутые Голубевым) расследует областная прокуратура, так как в преступлении подозреваются сотрудники милиции ЗАТО Гаджиево.

Сайда Губа

Сайда Губа, бывшая изначально рыбацким поселком, располагающаяся к северу от судоремонтного завода «Нерпа» и недалеко от крупной базы АПЛ Северного флота в Гаджиево, была передана Северному флоту в 1990 году, после чего флот использовал ее для хранения реакторных отсеков и корпусов АПЛ, которые отправлялись в Сайду после разделки утилизируемых АПЛ. Изначальные планы ВМФ предусматривали хранение отсеков на плаву в течение 10 лет до постройки берегового хранилища.


В настоящее время к пирсам Сайда Губы пришвартовано более 50 реакторных отсеков, многие из которых заполнены радиоактивными отходами. В Сайда Губе имеется и несколько разрезанных АПЛ с невыгруженным отработавшим ядерным топливом (ОЯТ). Так, ОЯТ содержится в реакторе АПЛ К-463 проекта 705 (по натовской классификации типа «Альфа»), находящейся в отстое в Сайда Губе с начала 90х годов. Более 30 реакторных отсеков дополнительно поступят в Сайда Губу в ближайшие 10 лет в ходе проведения утилизации выведенных из боевого состава АПЛ. Реакторные отсеки из Сайда Губы для подготовки их к долговременному хранению на площадке наземного хранилища буксируют на судоремонтный завод «Нерпа».


Отказавшись отвечать на вопрос о защищенности объектов Сайда Губы, Александр Голубев посоветовал адресовать эти вопросы к руководству судоремонтного завода «Нерпа». Помощник директора по безопасности «Нерпы» Владимир Панёв заявил «Беллоне», что «никакой радиационной опасности в результате этой кражи не может быть».


«Все подлодки, из которых был украден металл, находятся в «безопасной зоне» – то есть там только их корпуса [трехотсечные блоки] и их ОЯТ уже давно было выгружено. В Сайда Губе есть и «опасная зона», где хранятся АПЛ с невыгруженным ОЯТ, но никакие из этих АПЛ не были тронуты,» — сказал Владимир Панёв.


Владимир Панёв признал, что «безопасная зона» до этого случая плохо охранялась: «Мы были удивлены тому, что воры проникли в «безопасную зону». Правда, раньше поста охранников не было, но мы считали, что заборы достаточно хороши.»


По его словам, теперь и вокруг «безопасной зоны» выставлен пост охраны.

fe04ccb2bf04750951ee1c85e3ea1413.jpeg

Плавучесть

Юрий Черногоров, бывший главный технолог по специальному оборудованию Мурманского морского параходства, руководивший перезарядками ядерного топлива на ледоколах «Ленин», «Арктика» и других, а с конца восьмидесятых годов, занимающийся проблемами утилизации АПЛ, — серьезно обеспокоен кражей.


— Металл шпангоутов обязательно имеет наведенную радиацию, пусть даже и не слишком высокую: ОЯТ выгружено — и слава богу — но грязная реакторная установка и другое оборудование остаются, — сказал он в интервью «Беллоне».


Между тем, помощник директора «Нерпы» Владимир Панёв сказал, что исчезновение шпангоутов никак не скажется на плавучести блоков: «Украденный металл был с верхних частей корпуса АПЛ, и это никак не затронет их плавучесть».


—Шпангоуты — это ребра жесткости подводной лодки, придающие основную прочность корпусу. Без них прочность корпуса нарушается. Внутренности корпуса имеют колоссальный вес (реакторный отсек лодок первого поколения — 800 тонн, второго — 1100 тонн), из этого, минимум, половина — оборудование с наведенной радиацией или нанесенным загрязнением. Без шпангоутов прочность корпуса нарушена, — и такая тяжелая начинка может оказаться на дне. Пусть АПЛ и начнет тонуть с чистых частей, а утонет вся, — сказал Юрий Черногоров.


Юрий Черногоров упомянул об одной из списанных подводных лодок, в настоящее время находящейся в Сайда Губе.

—>
—В 1992 году я был в Видяево, и мне показывали лодку с заводским номером 533, проекта 675. Общался с её главным механиком, командиром БЧ-5. Мне рассказывали о том, как в 1989 году на лодке в течение трех часов не было циркуляции. Им пришлось лить воду на реактор, при этом она выливалась внутрь лодки, экипаж стоял по пояс в этой грязной воде. Так вот, в 92 году я узнал, что на эту аварийную лодку с других АПЛ посылают матросов, чтобы красть оборудование, вышедшее из строя на их АПЛ. Сейчас, насколько я знаю, эта лодка, совершенно грязная, в виде трехотсечного блока находится в Сайда Губе.


«В АПЛ в патронах регенерации воздуха содержится ценный металл палладий, и я не раз сталкивался с тем, что его разворовывают,» — добавил Черногоров.


«Ходят слухи, что эта кража была совершена рабочими какого-то судостроительного или ремонтного завода. Но зто уже вопрос к прокуратуре,» — сказал в интервью корреспонденту «Беллона-Веб» помощник директора «Нерпы» Владимир Панёв.

—>
Проекты в Сайда Губе

Согласно российского-германскому соглашению, подписанному в октябре 2003 года, Сайда Губа получит 300 миллионов евро на создание безопасного берегового хранилища реакторных отсеков. Германия намерена привлечь для выполнения своего проекта в России крупнейшего европейского подрядчика в области обращения с радиоактивными отходами — «Энергиверке Норд» (Energiewerke Nord GmbH, EWN), который построит огромное, размером в 5,6 гектар, помещение складского типа на побережье Сайда губы для берегового хранения реакторных отсеков и корпусов российских АПЛ, которые пока что хранятся в плавучем состоянии.


Германия также намерена усовершенствовать транспортировку и инженерную инфраструктуру для работ, связанных с хранением этих материалов.


Немецко-российский проект, разработанный совместно EWN и Российским научным центром «Курчатовский институт», предполагает безопасное хранение реакторных отсеков, из которых уже было выгружено отработанное ядерное топливо, в течение, по крайней мере, 70 лет — именно за такой период уровень радиации в облученных стальных и титановых частях АПЛ должен существенно снизиться. Предусмотренное в проекте временное хранилище облученных частей АПЛ является как раз одним из тех типов временных хранилищ радиоактивных отходов, за которые давно ратовало объединение «Беллона».