News

Дело Сутягина: «Теперь они отыграются по полной»

Опубликовано: 05/04/2004

Автор: Рашид Алимов

В понедельник вечером в Мосгорсуде коллегия присяжных заседателей единогласно признала ученого Игоря Сутягина виновным в государственной измене.

При этом большинством голосов — восемь против четырех — присяжные решили, что Сутягин не заслуживает снисхождения.

Кандидат исторических наук, сотрудник института США и Канады РАН, Игорь Сутягин свою вину не признает. Он не отрицает, что передавал иностранным гражданам некоторые сведения о России, однако заявляет, что брал информацию из открытых источников — газет и журналов.

«Судья [Марина Комарова] манипулировала процессом, не позволяя защите предъявлять свои доказательства и заключения независимых экспертов. Вопросы присяжным были сформулированы просто чудовищно», — сказал в интервью Bellona Web правозащитник, глава коалиции «Экология и права человека» Эрнст Черный, присутствовавший на сегодняшнем процессе.

Адвокат Сутягина Борис Кузнецов в интервью Газете.Ру процитировал один из вопросов, на который предлагалось ответить присяжным: «передавал ли Сутягин какие-то сведения и получал ли он за это вознаграждение?».

«Между тем, не поставлен вопрос о том, составляют ли эти сведения государственную тайну. Таким образом, вопросы не соответствуют тексту обвинения. Сутягин не отрицает, что он передавал сведения и взял за это вознаграждение», – сказал Кузнецов.

«Есть подозрения, что состав присяжных был специально подобран — этого доказать нельзя, но всё-таки их единодушие очень сомнительно», — говорит Эрнст Черный.

«В феврале 2004 коллегия присяжных наверняка формировалась не без участия товарищей из ФСБ. Не зря ведь появились в сети сообщения о том, что в нынешнем составе коллегии аж три «бывших» сотрудника. Можно предположить, что именно эти трое активно влияли в совещательной комнате на принятие окончательного решения, напирали на то, что Сутягин никогда не отрицал фактов передачи представителям иностранных организаций сведений, почерпнутых им из несекретных источников,» — комментирует редактор журнала «Экология и право», журналист Григорий Пасько.

«Адвокаты работали добросовестно, Игорь Сутягин сумел изложить свою позицию, но решение присяжных — это что-то запредельное. Такого решения не ожидал никто», — добавил Эрнст Черный.

В заключительном слове перед вынесением вердикта присяжных Сутягин заявил, что исходя из логики обвинения, преступником может быть объявлен любой читатель газет, просто анализирующий и сопоставляющий информацию.

Приговор
6 апреля в Мосгорсуде пройдет обсуждение вердикта. Прокурор попросит суд назначить наказание ученому. Затем будет назначена дата вынесения приговора. Возможно, что он будет вынесен уже в среду.

«Скоро будет озвучен приговор. Я не сомневаюсь, что он будет жесток и что теперь Федеральная служба безопасности (ФСБ) отыграется по полной программе, — слишком уж много они проигрывали», — заявляет Эрнст Черный.

ФСБ обвиняет ученого Сутягина в сборе и передаче за рубеж сведений в области создания атомных подводных лодок нового поколения, а также данных, касающихся боеготовности российских ядерных вооружений и систем предупреждения о ракетном нападении. В материалах дела на этот счет имеется заключение экспертизы, которая была сделана калужским ФСБ.

Адвокаты представили выводы другой экспертизы, в которой говорится, что эти сведения не только не составляют государственную тайну, но даже являются недостоверными. Эти выводы были сделаны приглашенным защитой независимым экспертом, который проводил исследования по этой теме и который прямо заявил, что сведения Сутягина не соответствуют действительности. Как утверждает эксперт, вызванный адвокатами Сутягина, эти сведения были в свое время внесены в договор СНВ-1 и СНВ-2 в рамках обмена информацией между Россией и США.

Сутягин был задержан в Обнинске перед очередной командировкой за рубеж 27 октября 1999 года. 27 февраля 2001 года в Калужском областном суде начался судебный процесс, который неоднократно откладывался. В ходе слушаний вскрылись несколько нарушений со стороны следственных органов, которые фактически уничтожили предъявленные обвинением доказательства. 27 декабря 2001 года суд признал необоснованность предъявленного ученому обвинения. И направил дело на доследование. Новый процесс (с участием присяжных заседателей) начался 3 ноября 2003 года. Так как на процессе могли фигурировать секретные документы, проходил он в закрытом режиме.

В феврале 2004 года судья Мосгорсуда Петр Штундер без объяснения причин объявил, что он не будет продолжать слушание дела. В связи со сменой судьи были заменены и присяжные, отобранные в ноябре 2003 года.

1 апреля 2004 депутаты Законодательного собрания Калужской области утвердили на пост вице-губернатора бывшего начальника областного управления ФСБ генерала Валерия Логинова, считающегося инициатором «дела Сутягина».