News

Четкие формулировки Куроедова

Опубликовано: 23/03/2004

Автор: Чарльз Диггес

Сегодня на встрече с журналистами в Москве главком российского ВМФ Владимир Куроедов заявил об опасности, которую представляет атомный крейсер «Петр Великий».

Взлетит ли на воздух «Петр Великий»?

С истинно военной четкостью и прямотой, главком сообщил: «Флагман Северного флота «Петр Великий» поставлен на двухнедельную стоянку, поскольку не соответствует нормам боеготовности. На устранение недостатков я дал две недели. На корабле там, где ходят адмиралы, все в порядке, а там, где они не ходят, все в таком состоянии, что крейсер может в любой момент взлететь на воздух»


Мир содрогнулся. Агентства всех стран передали слова русского главкома. Особенно заволновалась Скандинавия, а на норвежской бирже даже немного понизились акции компаний —Статойл, Теленор и Оркла,— имеющих дело с Россией.


Через несколько часов, с такой же военной четкостью Куроедов уточнил: «сообщения некоторых средств массовой информации о том, что «Петр Великий» находится в аварийном состоянии, которое может представлять ядерную угрозу, никоим образом не соответствуют действительности».


Главком пояснил, что он имел в виду, говоря о том, что «крейсер может взлететь на воздух»: «состояние жилых и общекорабельных помещений — неудовлетворительно и не соответствует требованиям корабельного устава».


Таким неуклюжим образом Куроедов опроверг свои же безответственные заявления, сделанные сегодня утром и уже разошедшиеся на весь мир.


Ранее «Новая газета» опубликовала список претензий, которые главком предъявляет к «Петру Великому»:

1) Одно из учений должно было проводиться не на корабле, а в штабе.

2) Учение «Организация приема пищи» должно быть не подготовительным, а тренировочным.

3) Во флагманской каюте, где размещался главком, картины закреплены на одной точке подвеса, а не на двух, что при качке искажает суть портрета.

4) На переговорном устройстве не загорается одна сигнальная лампочка.


Именно из-за этих претензий Куроедов приказал вернуть «Петр Великий» в порт (18 марта крейсер уже вышел на очередные боевые учения) и поставить его на прикол у причала. По всей вероятности, речь идет о Североморске. Также Куроедов демонстративно распорядился снять с крейсера вымпел —знак постоянной боевой готовности — и лишить весь экипаж (900 человек) трети денежного содержания на 60 суток.


К сожалению, причины, из-за которых Куроедов сделал сегодня такое паническое заявление о причинах возвращения «Петра Великого» в порт, остаются неизвестны. Зато реакция на его заявления прозвучала достаточно ясно.


Экологическое объединение «Беллона» объявило, что Куроедов явно «драматизирует ситуацию».


«Точно также можно сказать, что любой корабль может взорваться в любой момент», —прокомментировал глава Экологического правозащитного центра «Беллона» Александр Никитин, капитан первого ранга в отставке.


Директор петербургского Балтийского завода, где был построен «Петр Великий» Олег Шуляковский заявил в интервью «Интерфаксу»: «Hас по меньшей мере удивило заявление главкома ВМФ Владимира Куроедова об аварийном состоянии корабля».


По его словам, «для того, чтобы нанести значимый ущерб, который бы привел корабль к аварии, нужно специалисту высокого ранга совершить целый ряд преднамеренных действий». Он добавил, что регулярно получает доклады о техническом состоянии крейсера, которые свидетельствуют, что корабль технически готов к выполнению поставленных перед ним задач.


В интервью корреспонденту «Беллоны» пресс-секретарь ВМФ Игорь Дыгало попытался смягчить слова своего прямого начальника, заявив, что «ничего из ряда вон выходящего здесь нет, кораблю просто нужно отдохнуть, нужно провести ряд организационных мероприятий».




«Петр Великий»

По итогам прошлого года флагманский крейсер Северного флота «Петр Великий» был признан приказом главкома ВМФ лучшим кораблем флота, а его командиру Владимиру Касатонову присвоено звание контр-адмирала.


Корабль весом 28 тыс тонн и длиной 250 метров был заложен в 1986 году, но из-за финансовых сложностей вышел в море только в 1996.


K-159

«Новая газета» высказала предположение, что заявления Куроедова были вызваны тем, что ракетным крейсером командует контр-адмирал Владимир Касатонов, племянник адмирала Игоря Касатонова, бывшего командующего Черноморским флотом.


16 марта адмирал Игорь Касатонов выступил экспертом на закрытом судебном процессе в Североморске по делу о гибели подводной лодки К-159 и девяти членов ее экипажа, разбив аргументацию Куроедова, обвинившего в трагедии целиком и полностью командующего Северным флотом адмирала Сучкова. По данным «Новой газеты», Касатонов назвал директиву главкома ДФ-04 (о порядке утилизации лодок) «документом, преследующим странные, более того, подозрительные цели».


Адмирал Касатонов — давний критик Куроедова. В частности, после гибели АПЛ Курск в 2000 году, унесшей жизни 118 подводников, Касатонов потребовал пересмотра всех документов, регламентирующих организацию и проведение учений в масштабе всех российских флотов — Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского.


Судебное заседание по делу о гибели К-159 продолжится в понедельник.


«Вечный главком» Куроедов

Куроедов возглавил ВМФ в 1997 году. На этом посту, несмотря на постоянные слухи о его отставке, Куроедов пережил и гибель «Курска» в августе 2000, затопление К-159 в 2003, и недавнюю неудачу на учениях «Безопасность-2004» в начале этого года.


Когда АПЛ «Новомосковск» не смогла запустить ракету «Синева», главком Куроедов заявил, что пуски были запланированы условными, а поэтому никакой чрезвычайной ситуации не было. Позже комиссия Минобороны слова Куроедова поставила под сомнение, сообщив, что пуск должен был быть реальным, но он сорвался из-за сбоя в автоматике. Повторный запуск был также не удачен. Сегодня Куроедов заявил, что эта неудача была вызвана тем, что ракеты превысили свой срок службы.