News

Топливо из Ливии прибыло в НИИАР

Опубликовано: 18/03/2004

Автор: Михаил Пискунов

Выгодным бизнесом для Научно-исследовательского института атомных реакторов (НИИАР), расположенного в Среднем Поволжье, становится ввоз из-за границы партий высокообогащенного урана советского производства, возвращаемого в Россию в рамках Программы российско-американского сотрудничества под эгидой МАГАТЭ. На этом деле теперь куются немалые деньги, при этом непрозрачность их расходовнания создает основу для прорастания криминальных корней.

или «обратная сторона» урановой сделки

Как стало известно, груз из Ливии был доставлен в Ульяновскую область самолетом авиакомпании «Волга-Днепр», а затем в ночь с 8 на 9 марта был перевезен на машинах в атомный центр под Димитровградом. В контейнерах — топливные сборками с реактора типа ИРТ-2М, расположенного в ядерном исследовательском центре «Таджура» под Триполи. В них находится 16 килограммов ядерного топлива. Его обогащение по изотопу урана-235 составляет 80 процентов. Это высокообогащенное ядерное топливо в 80-х годах было передано в Ливию Советским Союзом. И вот теперь оно возвращено в Россию рамках Программы российско-американского сотрудничества.

Это один из шагов в рамках трехсторонней инициативы России, США и МАГАТЭ, направленной на ядерное нераспространение и предотвращение ядерного терроризма. Конечно, предпринимаемые в данном направлении действия не могут не вызывать поддержки. Ведь, как выяснилось, Ливия, обеспечив себя ядерными материалами и соответствующим оборудованием, вела свою программу по созданию оружия массового поражения. И когда руководство Ливии согласилось отказаться от продолжения работ в этом направлении, то было решено уран советского производства под контролем МАГАТЭ отправить из этой страны в Россию, а оборудование, имеющее отношение к ядерной программе Ливии, — в США.

Возвращенное из Ливии урановое топливо – это уже третья партия ядерных материалов советского производства, завезенных в НИИАР за последние два года. Начало положила операция по доставке урана из югославского института «Винча» в августе 2002 года. Тогда в российский Димитровград было завезено почти 50 килограммов высокообогащенного урана. Потом, в декабре 2003 года, в НИИ атомных реакторов доставили 17 килограммов уранового топлива из Института ядерных исследований и атомной энергии Болгарской академии наук. А теперь вот ядерный «подарок» из Ливии.

f9b944eb791e417db86ecdd42fbb1a35.jpeg

Доставка в НИИАР урана из Ливии вызывает целый ряд вопросов. Однако ответов на них пока нет — руководство атомного центра хранит молчание. А пресс-служба НИИ атомных реакторов в течение недели не опубликовала в местной и региональной прессе ни одного сообщения. Не размещена соответствующая информация и на сайте НИИ атомных реакторов. Именно поэтому в поисках интересующих сведений пришлось анализировать сообщения из других разных источников. Увы, их данные не только скудные, но и противоречивые.

Один из главных вопросов, который возник у нашей общественной организации «Центр содействия гражданским инициативам» такой: что именно завезли в НИИАР из Ливии – «чистый» необлученный уран или же отработавшее ядерное топливо (ОЯТ)? Согласно информации ИТАР-ТАСС от 9 марта, топливные сборки были извлечены специалистами МАГАТЭ из реактора. Выходит, это уже облученные топливные сборки. Значит, отработавшему ядерному топливу предстоит многолетнее хранение. Если же его решат снова использовать в атомной энергетике, тогда придется обязательно осуществить переработку ОЯТ, а для этого возвращенный из Ливии уран нужно будет, в частности, обязательно очистить от продуктов деления, что в свою очередь непременно приведет к образованию новой партии радиоактивных отходов в НИИАРе, которых здесь и так предостаточно.

Однако как бы в противовес информации ИТАР-ТАСС, о которой говорилось выше, на сайте Минатома (к настоящему времени Минатом уже преобразован в Агентство по атомной энергии – прим. автора.) были размещены две информации, в том числе одна от Интерфакса. В обеих говорится, что Россия из Ливии ввезла «свежее ядерное топливо». Может быть, это и так, хотя трудно поверить в то, что возвращенное из Ливии топливо, изготовленное в СССР примерно 20 лет назад, оставалось там не использованным в течение такого продолжительного времени. Ведь хорошо известно, что в ливийском ядерном центре «Таджура» реактор работал и в последние годы. Значит, отработавшее ядерное топливо там все-таки имелось. Куда же оно подевалось? Бесследно исчезнуть оно не могло. Тем более что ОЯТ представляет не меньшую опасность, чем «чистое» ядерное топливо. А может быть, в атомный центр под Димитровград завезли все-таки отработавшее ядерное топливо? Тогда вовсе не случайно в информации Интерфакса утверждается следующее: «В Минатоме рассчитывают, что ввоз топлива в сотрудничестве с американцами (США финансируют проект) поможет России выйти и на мировой рынок ОЯТ».

Кстати, на вопросе о финансировании проекта по возврату в Россию ядерных материалов советского производства следует остановиться особо. Тому же НИИАРу эта операция приносит немалые средства, а о конкретных суммах сделок можно только догадываться. Известно только, что проект финансируется американцами, прежде всего Департаментом энергетики США и деньги идут весьма немалые. Например, после того, как топливные сборки из Югославии были перевезены в НИИАР, министр энергетики США сообщил газете «Известия», что на переработку «югославского урана» Департамент энергетики США предоставит 400 тысяч долларов. (Вообще же на вывоз сборок из Югославии фонд Nuclear Threat Initiative (NTI) выделил 5 млн долларов, ещё 2 млн было выделено правительством США. – прим. «Беллоны»)

Что же касается партии ядерного топлива, доставленного в НИИАР из Ливии, то, согласно заявлению МАГАТЭ, Департаментом энергетики США в соответствии с программой российско-американского сотрудничества на вывоз урана из Ливии были выделены средства в размере 700 тысяч долларов. Часть из них, вероятно, была затрачена на оплату перевозки груза, а остальное, видимо, досталось НИИ атомных реакторов. Сколько именно – пока не известно, приходится лишь гадать.

Вывод напрашивается такой: получение партий ядерного топлива советского производства становятся для руководства НИИАРа весьма доходным делом. И речь идет не только о валютных платежах из-за границы. Ведь «чистый» высокообогащенный уран – ценнейший материал, который атомному центру под Димитровграду достается практически бесплатно. А после «разбавления» этого высокообогащенного урана его вполне можно использовать для производства новых топливных сборок как исследовательских, так и энергетических реакторов. Опять – выгода.

Непрозрачность использования средств в НИИАРе
Правда, у нашего «Центра содействия гражданским инициативам» появляются сведения, свидетельствующие о том, что к выгодным сделкам по возвращаемым из-за границы партиям урана стали «присасываться» частные фирмы. Например, в информации, распространенной по линии Интернет-проекта Nuclear.Ru, сообщается следующее: «Техническую помощь в оформлении документации и в транспортировке оказала фирма «Сосны», участвующая и в работах по контракту по АЭС «Пакш»». Нам известно, что фирма под таким названием создана руководителями одного из ведущих отделений НИИ атомных реакторов, что через нее проходят огромные средства. Выводы делайте сами.

И в то же время сотрудники Димитровградского атомного центра находятся в бедственном положении: зарплата у работяг здесь сравнительно невысокая да и она выдается с большими задержками. К примеру, в настоящее время выплата заработной платы в НИИАРе задерживается уже третий месяц.

Недавно по местному радио проходил «прямой эфир» с главой города Димитровграда. И услышав соответствующую жалобу, он пообещал, что город будет искать возможность помочь НИИАРу финансами. Хотя на самом деле куда полезнее было бы подключить к поиску «утекаемых» средств соответствующие надзорные и правоохранительные органы. К тому же, главе города полезно бы знать и такой факт: за ввоз отработавшего ядерного топлива атомный центр должен бы платить даже региону. Например, горно-химический комбинат, расположенный под Красноярском, отчисляет в краевой бюджет 25 процентов от общей суммы, получаемой от ввоз и хранение ОЯТ. А руководство НИИАР и в этом деле круто обыгрывает местные власти. Ведь большая часть работ здесь выдается за научно-исследовательские. Власти города и области лишь восхваляют атомный центр, обещая местным жителям всяческие блага за счет того, что Димитровград благодаря нахождению здесь НИИАРа якобы скоро может получить статус наукограда. Но, по мнению экспертов нашего «Центра содействия гражданским инициативам», — это всего лишь мыльный пузырь, о котором должен быть разговор особый.

Автор статьи — председатель совета общественной организации «Центр содействия гражданским инициативам» (г. Димитровград Ульяновской области). E-mail: csgi@vinf.ru.