News

МНЕПР на пути к ратификации в Госдуме

Опубликовано: 26/10/2003

Автор: Чарльз Диггес

Российское правительство должно вскоре представить в Государственной Думе РФ недавно подписанное соглашение по «Многосторонней Ядерной Экологической Программе в Российской Федерации» (МНЕПР) для его ратификации законодателями. Многие депутаты Госдумы и представители европейских правительств приветствуют это решение, расценивая его как шаг к большей прозрачности и эффективности в выполнении финансируемых международными усилиями программ по ядерной безопасности и демонтажу в России.

Согласно представителю по связям с общественностью администрации российского президента Владимира Путина, говорившему с «Беллоной Веб» по телефону, правительство намерено отослать законопроект, предусматривающий ратификацию соглашения по МНЕПР, в Госдуму, — вовлеченную сейчас в активную деятельность в связи с приближающимися декабрьскими выборами, — «в самом ближайшем будущем».

Он подчеркнул, что представление законопроекта на рассмотрение Госдумы в такой занятой для депутатов период является «признаком того, с каким вниманием [президентская] администрация относится к этому законопроекту».

«Соглашение по МНЕПР, в отличие от соглашений, которые Россия использует с Соединенными Штатами, снимает с плеч России большую часть ответственности в проектах по ядерной безопасности», — сказал собеседник «Беллоны Веб».

Он отказался, однако, от комментариев по поводу того, является ли столь активное правительственное продвижение ратификации МНЕПР предупреждением в отношении программ в области сокращения угрозы, проводимых Соединенными Штатами, и слишком тяжелой, — по мнению России, — ноши ответственности, которую взваливают на плечи Москвы условия этих программ.

«Нам нужна помощь американцев и европейского сообщества», — сказал представитель президентской администрации. — «Соглашение по МНЕПР не должно исключать американские программы».

Депутаты Госдумы, с которыми беседовал корреспондент «Беллоны Веб», говорили о том, что соглашение по МНЕПР будет ратифицировано быстро. По сравнению с МНЕПР, ситуация с ратификацией так называемого «зонтичного» соглашения американской программы «Совместное Сокращение Угрозы» (US Cooperative Threat Reduction, CTR), которое было послано на одобрение Госдумы еще в 1999 году, но с тех пор собирает пыль в думских кабинетах, представляет собой резкий контраст.

«МНЕПР сильно убыстряет весь процесс [подписания совместных с другими странами проектов по ядерному демонтажу в России]», — сказал «Беллоне Веб» в интервью по телефону из Москвы депутат Госдумы Сергей Митрохин. — «Это соглашение более эффективно, чем соглашения с Соединенными Штатами, которые возлагают на Россию слишком тяжелое бремя ответственности в случае аварии».

Норвежское правительство, — ставшее одним из самых активных сторонников соглашения по МНЕПР, продвигавшее вперед процесс его подписания, — позитивно отреагировало на пришедшие из России новости.

«Мы были рады узнать о произошедшем сдвиге в реализации соглашения и надеемся, что Дума вскоре ратифицирует МНЕПР», — сказал Айрик Бергесен, администратор по информации норвежского Министерства иностранных дел в интервью с «Беллоной Веб».

—> Соглашение по МНЕПР
Соглашение по МНЕПР было подписано 21 мая в Стокгольме (Швеция) девятью европейскими государствами, двумя межгосударственными европейскими организациями и Соединенными Штатами.

Главная цель программы — создать организационную и юридическую структуру для координации проектов иностранных государств в сфере долгосрочного содействия Москве в утилизации атомных подводных лодок (АПЛ) и регулировании ситуации с отработанным ядерным топливом на Северо-Западе России.

МНЕПР также определяет область ответственности за компенсации в случае аварии, положения которой менее строги по сравнению с положениями соответствующих соглашений программ по ядерному демонтажу CTR. В рамках так называемого «зонтичного» соглашения программы CTR Россия несет полную ответственность за любые аварии, начиная со случаев радиационного заражения и медицинского ухода, предоставляемого подрядчику программы CTR, если он, например, сломал ногу, спускаясь по лестнице своего дома, и заканчивая инцидентами намеренного саботажа деятельности по разоружению.

Положения об ответственности в программе МНЕПР, с другой стороны, в определенных случаях полностью снимают с России ответственность за компенсации и даже предусматривают возможность арбитражного разбирательства в случае аварии, произошедшей в ходе выполнения двусторонних проектов по ядерному и радиационной безопасности, — что прибавляет этой программе привлекательности в глазах российского правительства. Но именно из-за этих, более мягких, условий программы МНЕПР Соединенные Штаты в мае подписали только само соглашение по программе, принципиально отказавшись подписывать протокол об ответственности, который был выделен в отдельный документ по настоянию Государственного департамента США.

Будут ли Соединенные Штаты проводить какие-либо проекты по демонтажу в России в рамках соглашения по МНЕПР — остается неясным. На данный момент, Россия все еще обязана соблюдать все условия зонтичного соглашения в практически всех финансируемых Соединенными Штатами проектах по ядерному разоружению.

—> Госдепартамент США закручивает гайки
Государственный департамент США недавно заявил, что каждая без исключений программа в сфере сокращения угрозы, проводимая Соединенными Штатами, должна соответствовать положениям по ответственности зонтичного соглашения — даже те программы, которые не относятся к ядерному разоружению.

Такая жесткая позиция уже затронула две не относящиеся к ядерному демонтажу программы. Первая из них — «Инициатива Ядерных Городов» (Nuclear Cities Initiative, NCI), программа, которая обеспечивает трудоустройство в гражданском секторе российским ученым в области оружия, не занимающимся более своей специальностью. Вторая программа — соглашение «О научно-техническом сотрудничестве в области утилизации плутония», двусторонняя договоренность между Россией и США о взаимодействии в области исследований и разработок, нацеленных на изучение методов утилизации оружейного плутония.

Обе эти программы, соглашения о которых были подписаны в 1998 году, должны были быть продлены в этом году, однако Государственный департамент принял решение закрыть эти программы, поскольку в них не были утверждены условия по ответственности зонтичного соглашения.

Государственный департамент отказался комментировать намерение российского правительства отправить законопроект по ратификации программы МНЕПР в Госдуму, — хотя ратификация МНЕПР, по-видимому, подразумевает, что депутаты, скорее всего, отложат или вообще откажутся от ратификации зонтичного соглашения.

Рафаэль Делла Ратта, сотрудник Российско-Американского Консультационного Совета по Ядерной Безопасности (Russian-American Nuclear Security Advisory Council, RANSAC) — неправительственной организации, которая консультирует правительств России и США, — сказал, что он озадачен позицией Государственного департамента, особенно в отношении программы NCI и соглашения «О научно-техническом сотрудничестве в области утилизации плутония».

«Эти программы не требуют условий назначения той или иной стороне ответственности на уровне зонтичного соглашения», — сказал Делла Ратта в телефонном интервью из Вашингтона. Делла Ратта, являющийся координатором программы RANSAC по конверсии ядерного комплекса, также сказал, что трудно предсказать, насколько возможная скорая ратификация Думой соглашения по МНЕПР отразится на программах CTR.

Однако он сказал, что требования утвердить положения об ответственности уровня зонтичного соглашения для всех американских программ в области сокращения угрозы, то есть, не только те, что осуществляются под эгидой CTR, но и программы Департамента энергетики, — в чьем ведении находятся утилизация плутония и инициатива NCI, — и программы Государственного департамента, создают «тупиковую ситуацию» для усилий американцев в тех проектах по сокращению угрозы, которые он только что упомянул.

Комментируя развитие ситуации с программой МНЕПР, он отметил, что ратификация этого соглашения «определенно облегчит усилия Европы в области сокращения ядерной угрозы и обеспечения радиационной и ядерной безопасности».

—> Проекты в рамках МНЕПР уже выполняются
Некоторое количество проектов по утилизации атомных подводных лодок, — в особенности, заслуживает внимания проект стоимостью 10 миллионов евро, предпринятый прошлым летом Норвегией, — уже выполняются в результате достигнутого соглашения по МНЕПР. Норвегия в настоящее время финансирует утилизацию двух атомных подводных лодок типа «Виктор-II» (проекта 671РТ), которые, являясь нестратегическими атомными лодками, никогда не представлявшими непосредственной угрозы национальной безопасности США, не входят в сферу деятельности программ по утилизации атомных подводных лодок подлодок CTR.

Великобритания также взяла на себя обязательство по утилизации двух подводных лодок (АПЛ) — двух оставшихся у Северного флота, выведенных из состава флота, АПЛ-носителей крылатых ракет типа «Оскар-I» (проекта 949). Германия только что подписала договор о содействии в утилизации АПЛ Северного флота, хотя пока неизвестно, сколько именно лодок поможет утилизировать Берлин.

В июле подписавшие соглашение по МНЕПР Франция, Великобритания и Канада пообещали выделить совместно более 60 миллионов долларов в пользу фонда «Экологическое партнерство Северного измерения» (Northern Dimension Environmental Programme, NDEP), находящегося под управлением Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). Использование средств фонда NDEP стало возможным только после подписания соглашения по МНЕПР. Финансирование этих стран является дополнительным к 62 миллионам евро, отложенным на финансовое обеспечение части NDEP, которая называется«Ядерное окно», средства которой находились на счету фонда и не могли расходоваться до подписания соглашения по МНЕПР.

Целью фонда NDEP является решение экологических вопросов в Северо-Западной Европе, включая реабилитацию территории Кольского полуострова, — где базируется Северной флот, — от скоплений ядерных материалов и радиоактивных отходов.

После подписания соглашения по МНЕПР, примерно 142 миллиона евро, — включая взносы Франции, Великобритании и Канады, — поступили в казну фонда NDEP и были отложены на проекты на Северо-Западе России в рамках «Ядерного окна».

f32b72838740b1b784150666e6912ee8.jpeg

».

Минатом в четверг, 9 октября, отказался комментировать обвинения, высказанные Митрохиным.

Помимо Норвегии, Германии, России, Великобритании и Франции, соглашение по МНЕПР подписали также Дания, Бельгия, Швеция, Нидерланды и Финляндия. Также свои подписи поставили представители Европейской Комиссии и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).