News

Московские суды уклоняются от жалобы против Минобороны

Опубликовано: 18/09/2003

Автор: Рашид Алимов

Московские суды уклоняются от рассмотрения жалобы Экологического правозащитного центра «Беллона» на отказ Главкома ВМФ рассекретить данные об авариях на атомных подводных лодках. Сегодня адвокат ЭПЦ «Беллона» Алексей Павлов направил жалобу в Верховный Суд РФ.

«Наша правота очевидна. Суды просто не хотят связываться с таким делом, которое должно быть рассмотрено явно не в пользу Министерства обороны», — сказал сегодня Алексей Павлов в интервью «Беллоне Веб».

ЭПЦ «Беллона» надеется, что Верховный Суд РФ устранит сложившуюся абсурдную ситуацию, когда московские суды отсылают друг другу жалобу на действия должностных лиц Министерства обороны.

«Мосгорсуд запутался в вопросе подсудности гражданского дела по нашей жалобе и выносит взаимно противоположные решения. Такая непоследовательность в вопросах подсудности, согласно закону, не просто недопустима, она невозможна», — считает Павлов.

«Беллона» требует рассекретить
Напомним, что более года назад ЭПЦ «Беллона» обратился к министру обороны Сергею Иванову с письмом, в котором призывал сделать открытой информацию об авариях на АПЛ Военно-морского флота СССР. В письме, в частности, говорилось: «…По имеющимся у нас данным, полученным из различных открытых источников, на атомных подлодках с тактическими номерами К-19, К-387, ТК-208, К-279, К-447, К-508, К-209, К-210, К-216, К-316, К-462, К-38, К-37, К-371, К-367 в период с 1961 по 1985 годы имели место аварии (поломки) ядерных энергетических установок. Известно, что в результате этих аварий пострадали люди, и произошли радиоактивные выбросы в окружающую среду. Вместе с тем, полные последствия этих чрезвычайных происшествий до сих пор скрыты от общественности…».

По данным «Беллоны», все АПЛ, упомянутые в письме к министру Иванову, в настоящее время выведены из состава ВМФ. Некоторые из них, включая К-19, уже были утилизированы. Некоторые ржавеют на базах флота, дожидаясь полной утилизации, — причем многие всё ещё имеют на борту невыгруженное ядерное топливо.

«Мы попросили Иванова в строгом соответствии с российскими законами рассекретить сведения о радиационных авариях», — говорит представитель «Беллоны», известный российский эколог Александр Никитин.

По мнению юристов «Беллоны», такая информация не может быть секретной, — в соответствии, например, со статей 7 закона «О государственной тайне». Закон прямо запрещает засекречивать «сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, а также сведения о состоянии экологии».

В ответе, который «Беллона» получила — причем не от министра, а от Главкома ВМФ Владимира Куроедова — содержался отказ сообщить какие-либо сведения, под тем предлогом, что «командованию ВМФ не известно, из каких открытых источников получена информация об авариях на АПЛ». Куроедов признал только одну аварию — на АПЛ К-19, по мотивам которой был недавно снят американский художественный фильм «К-19: Оставляющая вдов». Однако, признав то, что авария произошла на К-19 в 1961 году, Куроедов отказался сообщить о ней что-либо дополнительно, заметив, что «данная авария официально известна всем заинтересованным лицам».

Суды отказываются рассматривать жалобу
«Беллона» посчитала фактический отказ в предоставлении запрашиваемой информации незаконным. В начале 2003 года организация обратилась в суд с заявлением о том, что Минобороны в лице Главкома ВМФ нарушило и Конституцию РФ, и ряд положений сразу нескольких законов, в частности, закона «О государственной тайне».

Пресненский районный суд г.Москвы — место территориальной подсудности Минобороны — принять заявление «Беллоны» к рассмотрению отказался, сославшись на то, что «это дело, связанное с государственной тайной, должен рассматривать Московский городской суд».

Такое решение вызвало протест у юристов «Беллоны», поскольку, по их мнению, как раз никакой государственной тайны в деле нет.

12 августа 2003 года, в трехлетнюю годовщину гибели АПЛ «Курск», Мосгорсуд оставил в силе решение районного суда, заявив, что это дело должен рассматривать суд федерального уровня — то есть, как раз Мосгорсуд.

«Приняв незаконную, по нашему мнению, позицию Московского городского суда, мы были вынуждены обратиться с жалобой на отказ Минобороны РФ в Мосгорсуд», — рассказывает Алексей Павлов.

Но 28 августа — по странному совпадению, за два дня до трагического затопления К-159, — Мосгорсуд определил, что «заявление ЭПЦ «Беллона» не отнесено законом к подсудности суда города федерального значения». И порекомендовал в своем решении обратиться в районный суд. Круг замкнулся.

Представители «Беллоны» надеются, что Верховный Суд прекратит вечное перенаправление дела из одного суда в другой.

«Именно в том, что суды неохотно берутся за это дело, мы видим подтверждение обоснованности своих претензий к Минобороны», — говорит Павлов.

Исходя из результата в Верховном Суде, жалоба «Беллоны» будет все-таки рассмотрена — либо в Мосгорсуде, либо в Пресненском районном суде. Правда, для этого придется добиться отмены в надзорном порядке предыдущего решения этого суда.

Независимость судов под вопросом
В минувшие выходные в Петербурге прошла конференция «Реализация конституционного права граждан на информацию в современной России», в которой приняли участие многие известные юристы, правозащитные организации («Гражданский контроль», ЭПЦ «Беллона» и др.), журналисты (включая Виктора Шендеровича и Владимира Кара-Мурзу — ведущих НТВ и ТВС, независимых телекомпаний, последовательно закрытых под давлением путинской администрации) и представители власти.

Выступая на этой конференции, председатель Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда Юрий Козлов заявил, что судейская корпорация достаточно сильна, чтобы пресекать любое давление исполнительной власти. Он упомянул, что его московские коллеги добились принятия ряда законов, гарантирующих независимость судебной власти.

Этим Юрий Козлов фактически подчеркивал, что суды в России намного независимее, чем средства массовой информации, чье положение, как было упомянуто в резолюции конференции, является плачевным.

Однако стойкое нежелание московских — даже не военных, а обычных гражданских! — судов рассматривать жалобу «Беллоны» против Министерства обороны в очередной раз показывает, что о независимости судов в России пока говорить не приходится.