Нефтяное загрязнение в Балтийском море

06b7ae0696188658b6ed887d87e702d9.jpeg

По официальным данным, всего загрязнено около 50 км побережья Балтийского моря. По оценкам калининградских экологов из организации «Экозащита!», загрязнено 200 км берега, количество выброшенных нефтепродуктов — 40 тонн. Загрязнение распределено достаточно равномерно, концентрация почти везде сохраняется в пределах 200 грамм на 1 кв. метр.

Происхождение нефтепродуктов
Загрязнение было обнаружено в минувшие выходные. О происхождении мазута существовало несколько версий. По одной из версий, мазут вытекает из затонувшего возле острова Борнхольм китайского танкера «Фу Шанхай». По другой — это результат сброса отходов нефтепродуктов или загрязненной воды с неизвестных кораблей.

Существует и версия, озвученная калининградскими экологами, о том, что это вовсе и не мазут, а нефть с принадлежащей компании «Лукойл» платформы Д-6 в Балтийском море, находящейся в 22 км от уникального заповедника Куршская коса, занесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Начало работ «Лукойла» на Д-6 подозрительно совпадает по времени с началом массовых выбросов нефтепродуктов на побережье. Компания не допускает международных экспертов на Д-6 даже после того, как комитет ЮНЕСКО обратился к России с требованием не добывать нефть [на этом участке], пока не будет проведена межправительственная экспертиза. Поведение компании более чем странно — непонятно, что можно скрывать на обыкновенной нефтяной платформе», — говорится в пресс-релизе калининградских экологов из «Экозащиты!».

В интервью по телефону из Москвы сегодня утром сопредседатель группы «Экозащита!» Владимир Сливяк рассказал Bellona Web о том, что калининградские экологи намерены достоверно выяснить, есть ли связь между работами «Лукойла» и загрязнением берега. Для этого экологи взяли 15 июля пробы на морском побережье.

«Однако пока нам не удалось найти независимую лабораторию для анализа этих проб», — признается Владимир Сливяк.

«Платформа Д-6 сейчас только строится, ни о какой добыче речи нет. Ориентировочно добыча должна начаться в декабре», — сообщили корреспонденту Bellona Web в пресс-службе компании «Лукойл». По словам пресс-службы, компания доверяет официальным экспертизам, которые показали, что «нефтепродукты — не из месторождений Балтийского моря».

Сегодня, согласно официальным сообщениям, загрязненные пляжи практически очищены. Вывезено более 4 тонн смеси песка и мазута.

Однако экологи «Экозащиты!» эту информацию опровергают.

«Власти обеспокоены массовым оттоком туристов из Калининградской области. На самом же деле, очищен только Балтийск, а территория порядка 150 километров практически остается загрязненной: выбросы нефтепродуктов только слегка ушли в песок», — сообщает Владимир Сливяк.

«Официальных данных сейчас нет вообще: морская инспекция не посещала пляжи, а лишь констатировала, что даже незначительный выброс представляет угрозу для экологии Балтийского моря. Официальные инстанции не собираются выяснять истинные мастштабы загрязнения,»— отмечает Владимир Сливяк в интервью Bellona Web.

Морская инспекция заявляет, что в области не хватает технических средств для ликвидации загрязнения, а местное отделение МЧС (управление ГО и ЧС) продолжает бездействовать.

Экологические бедствия в Калининградской области, связанные с выбросом нефтепродуктов, стали в последние годы регулярным явлением, и это не может не вызывать беспокойства.

Как сообщил корреспонденту Bellona Web общественный эколог, руководитель проекта «Мониторинг БТС» Александр Сутягин, «поведение властей везде одинаково»: «В случае выброса нефтепродуктов масштабы бедствия стараются преуменьшить. Реальный источник загрязнения часто стараются скрыть».

В результате, ликвидация последствий аварии часто сводится к косметическим процедурам — приведению побережья в надлежащий вид: «Мазут собирают, вывозят, а то и вовсе закапывают поблизости».

В получении достоверной картины происходящего заинтересованы только общественные экологи. Любой скандал вокруг Куршской косы чреват серьезными последствиями: слишком уж высок статус заповедника. Поэтому Калининградская область еще долго останется плацдармом жесткой борьбы власти, экологов и нефтяных компаний.

Танкер на мели
Схожая авария чуть было не произошла в середине июля и в Ладожском озере под Санкт-Петербургом. 13 июля при подходе к Шлиссельбургу сел на мель танкер «Охта». Судно с 4600 тоннами мазута на борту следовало из населенного пункта Бугровский Буй в акватории Ладожского озера. В результате аварии танкер получил пробоину в балластном баке. Утечки нефтепродуктов в Неву на этот раз не произошло, однако даже двойное дно, которым по счастью обладает танкер «Охта», не гарантирует защиты от разливов нефти в случае серьезной аварии.

Между тем, ситуация с транспортировкой нефтепродуктов на Ладоге сложилась критическая. Уровень воды упал, поэтому танкеры протаскивают сегодня фактически по дну. При этом в ближайшее время перевалка нефтепродуктов по Неве — единственному источнику питьевой воды для Петербурга — будет только расти.

По информации, предоставленной Bellona Web Александром Сутягиным, ни один из проектов перевалки по Неве и по Ладоге не проходил требуемых законом согласований. Соответствующую экспертизу проходят, как правило, только терминалы. Между тем, введение каждого нового терминала естественно увеличивает интенсивность танкерных перевозок, безопасность которых оставляет желать лучшего.

В условиях, когда не соблюдаются предусмотренные законом процедуры, контроль со стороны экологических организаций — практически единственное средство предотвратить будущие нефтяные загрязнения.

Россия – единственная страна, выступившая против запрета однокорпусных танкеров в Балтийском море. Позиция эта ничем не мотивирована, учитывая то, что европейская программа не предполагает одномоментного и немедленного отказа от использования устаревших танкеров. Заняв такую непримиримую позицию, Россия может очень быстро добиться того, что датские проливы для нее просто будут закрыты. Так желание сэкономить в очередной раз обернется большими убытками.

Александр Алексеев

aleksander@ecoperestroika.ru