Комплекс по выгрузке ОЯТ в Северодвинске допущен к работе

dce92a3304916dc051046318cbbf391d.jpeg

Береговая база выгрузки отработанного ядерного топлива из утилизируемых АПЛ в Северодвинске (Архангельская область) прошла последние горячие испытания.


Члены межведомственной комиссии, участвовавшие сначала в комплексных, а после их окончания в горячих испытаниях оборудования и всего комплекса на примере АПЛ класса “Тайфун”(ТК-202), ожидавшей своей утилизации на предприятии с июля 1999 года. Впервые выгрузка ОЯТ из субмарины проходила непосредственно на береговой базе выгрузки завода “Звездочка”.


В течение почти трех месяцев работники 34-го цеха “Звездочки”, отдела ядерной безопасности предприятия, других заводских цехов и служб при участии специалистов НИПТБ “Онега” осуществляли выгрузку отработавшего топлива из обоих реакторов АПЛ по новым технологиям.


Ранее, когда эту операцию проводили военные, топливо с АПЛ попадало на плавтехбазу проекта 2020 класса «Малина» ПМ-124, находящейся в эксплуатации более 20 лет без капитального ремонта. Новая технология перегрузки, применяемая на “Звездочке”, исключает промежуточный этап. ОЯТ прямо из реактора попадает в специальный герметично закрытый контейнер, а тот может быть погружен в спецэшелон или размещен на площадке временного хранения. На “Звездочке” создана необходимая инфраструктура для временного хранения контейнеров с ОЯТ. Существование этого временного хранилища позволяет также четко следовать графику выгрузки ОЯТ с утилизируемых АПЛ, независимо от занятости спецэшелонов.


13 февраля в Москве были утверждены итоговые материалы работы межведомственной комиссии, согласно которым комплекс выгрузки ОЯТ на “Звездочке” «допущен к постоянной эксплуатации».


С 1992 по 1997 год американская программа «Совместное сокращение угрозы» (CTR) финансировала поставку оборудования для разделки стратегических АПЛ на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске, СРЗ «Нерпа» на Кольском полуострове и заводе «Звезда» на Дальнем Востоке. После 1997 года CTR стала заключать контракты с судоремонтными заводами, напрямую финансируя утилизацию АПЛ, поскольку у госбюджета не было средств на эти цели.


В 1998 году по программе CTR было обещано финансирование вывоза ОЯТ 15 стратегических АПЛ на перерабатывающее предприятие «Маяк» на Южном Урале. Но профинансировать лишь одну транспортировку было недостаточно. Необходимо было создать новую инфраструктуру для обеспечения выгрузки ОЯТ из стратегических АПЛ, включая «Тайфуны. Поэтому 29 мая 1998 года был подписан контракт, в соответствии с которым США обязались через программу CTR профинансировать строительство комплекса по выгрузке ОЯТ в Северодвинске.


Абсолютно новый комплекс стоимостью 15 миллионов долларов располагает краном грузоподъемностью 80 тонн, площадкой для временного хранения 12 контейнеров с ядерным топливом, терминал для спецэшелона, а также здание, где ОЯТ помещают в контейнеры. Комплекс способен разгрузить четыре АПЛ класса «Дельта» или две АПЛ класса «Тайфун» ежегодно. Однако база не может работать с поврежденным топливом, поэтому перед выгрузкой ОЯТ утилизируемых АПЛ необходимо проверить его состояние.

Владислав Никифоров

vlad@bellona.no