News

«Курск» без ядерного топлива отправится на кладбище кораблей

Опубликовано: 11/03/2003

Автор: Игорь Кудрик

Ядерное топливо из двух реакторов АПЛ «Курск» выгружено.

17 февраля 2003 года из кормового реактора АПЛ была извлечена последняя топливная сборка. Останки АПЛ будут утилизированы, реакторный отсек отделен и отбуксирован в Сайда губу на Кольском полуострове — там уже хранятся на плаву у причалов более 50 реакторных отсеков.

На этом история с «Курском», похоже, заканчивается.

«Она утонула», — сообщил Владимир Путин.

«Она утонула в результате взрыва торпеды», — заявил генеральный прокурор России Владимир Устинов, уточнив ответ президента при подведении итогов официального расследования в июле 2002 года.

12 августа 2000 года АПЛ проекта 949А (типа «Оскар-II») «Курск» затонула в Баренцевом море, унеся жизни 118 подводников.

Авария произошла в последний день учений Северного флота, которые начались 10 августа.

В 11:28:26,5 по московскому времени корабли Северного флота, участвующие в учениях, и американская подлодка, шпионившая за ними, зафиксировали взрыв, или точнее сказать «сейсмическое событие». В 11:30:44,5 было зафиксировано второе сейсмическое событие, которое был намного мощнее первого.

Второй взрыв, или скорее цепочка небольших взрывов, полностью уничтожили носовую часть «Курска», включая первый, второй и третий отсеки. Он также повредил четвертый, пятый и пятый бис отсеки. Взрыв остановился у переборки шестого отсека. За переборкой находились реакторы. АПЛ легла на дно на глубине 110-112 метров…

Осенью 2001 года голландская компания «Маммут» осуществила подъем и транспортировку АПЛ на судоремонтный завод №82 в Росляково — поселок, расположенный между Мурманском и Североморском. Почти полгода следственные бригады работали на «Курске». В апреле 2002 года «Курск» был перемещен в плавучем доке «Паллада» на СРЗ «Нерпа», на севере Кольского полуострова — для выгрузки ядерного топлива.

«Беллона» опасалась за безопасность выгрузки топлива из реакторов из-за мощных взрывов, потрясших подлодку. Впервые в истории ВМФ России происходила выгрузка ядерного топлива из АПЛ, которая ранее пострадала в крупной аварии и находилась на глубине более 100 метров в течение года. Кроме того, на «Нерпе» никогда не выгружали отработанное ядерное топливо (ОЯТ) из АПЛ этого типа.

29481f8c70c8480bc90cf8d995b896ca.jpeg

«Имандра» выгружает топливо
Процедура обращения с отработанным топливом АПЛ предполагает его выгрузку на борт судов технологического обслуживания, доставку к перевалочному пункту и затем дальнейшую отправку спецэшелоном на перерабатывающее предприятие «Маяк» в Челябинской области. На Кольском полуострове такой перевалочный пункт находится на базе обслуживания атомных ледоколов «Атомфлот» на окраине Мурманска.

Северный флот располагает семью кораблями, способными производить перегрузку топлива — все они в плохом техническом состоянии и остро нуждаются в ремонте.

Во избежание неприятных аварийных ситуаций с судами обслуживания ВМФ, государство заключило с Мурманским морским пароходством контракт на использование плавтехбазы «Имандра».

«Имандра» была построена по специальному проекту и предназначена для комплексного обслуживания судов с ядерными энергетическими установками и работ с ОЯТ. Судно оборудовано двумя судовыми кранами, хранилищами для ОЯТ и свежего топлива. «Имандра» также имеет на борту устройства для проведения перегрузки ОЯТ и другое оборудование. Ранее «Имандра» была занята в выгрузке ОЯТ из АПЛ первого и второго поколений на Северном флоте, экипаж судна имеет богатый опыт в подобных операциях.

В конце октября 2002 года «Имандра» ушла на СРЗ «Нерпа». Первой задачей на заводе стало поместить судно в эллинг. Для этого «Имандра» была помещена в плавучий док «Паллада» — тот самый, на котором «Курск» был перемещен на «Нерпу». Части навигационной и вентиляционной мачт «Имандры» были удалена. Затем «Палладу» пристыковали к эллингу и затащили в него «Имандру». Вся операция заняла один месяц, и была закончена 1 декабря 2002 года.

Ректоры остались неповрежденными
Операция началась 29 января 2003 года, когда произошел подрыв крышки носового реактора. Его выгрузка продолжалась до 6 февраля, пока последняя 199-я сборка не была удалена из реактора. К удивлению специалистов «Имандры» и экипажа ВМФ ПМ-12, который также участвовал в операции, реактор был «чист»: уровень радиоактивных загрязнений был минимальным. Поврежденных сборок обнаружено не было. Члены экипажа «Имандры», участвовавшие в операции, сообщили Bellona WEB, что ситуация с «Курском» была лучше, чем при выгрузке ОЯТ с утилизируемых АПЛ.

Выгрузка кормового реактора прошла также гладко. Все 199 топливных сборок были осторожно извлечены и размещены на борту «Имандры». К 17 февраля кормовой реактор был пуст.

В последний день февраля «Имандра» была выведена из эллинга. Мачты были восстановлены, и судно ушло на свое привычное место стоянки — базу «Атомфлота», для перезарядки атомного ледокола.

5e5bd8dbcbd53248865cc92d6cb433ad.jpeg

Останки «Курска» — на корабельное кладбище
На СРЗ «Нерпа» к реакторному отсеку «Курска» будут приварены два поплавка, и затем он будет отбуксирован в Сайда Губу — хранилище, а скорее кладбище для более чем 50 других атомных подлодок. Здесь останки «Курска» займут свое место рядом с другой АПЛ, унесших жизни многих подводников — К-19.

Топливо «Курска» будет перегружено на спецэшелон на базе «Атомфлота» и отправлено на химкомбинат «Маяк», территория вокруг которого считается самым радиоактивно загрязненным местом на земле. В течение последних двух месяцев работа перерабатывающего завода предприятия была приостановлена, поскольку Госатомнадзор России отказал в продлении лицензии на эксплуатацию из-за несоблюдения требований экологической безопасности, в частности за сброс радиоактивных отходов в водоемы. Но действие лицензии было недавно возобновлено. «Маяк» переработает топливо «Курска», а образовавшиеся радиоактивные отходы сольет в близлежащее озеро…