News

Атомные ледоколы отлучены от госбюджета

Опубликовано: 10/03/2003

Автор: Игорь Кудрик

Госбюджет России на 2003 год не предусматривает финансирование шести действующих атомных ледоколов и одного атомного лихтеровоза.

Атомный ледокольный флот является федеральной собственностью и находится в доверительном управлении у Мурманского морского пароходства (ММП). Все атомные гражданские суда базируются на базе «Атомфлот» в двух километрах к северу от Мурманска на Кольском полуострове.

Задача атомных ледоколов, которые строятся с 1959 года, состояла в содействии широкомасштабному развитию и индустриализации северных регионов Советского Союза. Однако с развалом СССР активность на севере снизилась, государственная поддержка ледокольного флота достигла минимума, что вынудило ММП зарабатывать деньги, организуя круизы на атомных ледоколах к Северному полюсу.

Ситуация стабилизировалась в конце 90-х годов с активизацией концерна «Норильский Никель», одного из крупнейших экспортеров сырья в России, а также государства, выделившего некоторые суммы из госбюджета.

По словам генерального директора ММП Александра Медведева, в последние два года государство выделяло по 430 млн рублей ежегодно. Однако ММП пришлось дополнительно выплатить 50 млн долларов из своих средств на поддержку атомоходов.

В 2003 году ММП планировало получить 430 млн рублей на ледокольный флот и еще 230 млн рублей на продление ресурса атомных паро-производящих установок. Однако в итоге государство решило лишить ледокольный флот всех субсидий и увеличить тарифы за работу ледоколов в Арктике.

Но атомные ледоколы стареют. На сегодняшний день Россия имеет в эксплуатации шесть атомных ледоколов и один атомный лихтеровоз. Самый новый ледокол «Ямал» был принят в эксплуатацию в 1992 году. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» был выведен из эксплуатации в 1989 году, а ледокол второго поколения «Сибирь» — в 1993 году.

На ледоколе «Арктика» проходят ремонтные работы с целью продления срока эксплуатации его паро-производящих установок до 175 тыс. часов (первоначальный срок — 100 тыс. часов). Теоретически, этот срок может быть продлен до 200 тыс. часов, что увеличит срок жизни ледокола с 25 до 30-35 лет. В феврале этого года прошел ремонт на ледоколе «Вайгач», в ходе которого был заменен парогенератор. ММП верит, что приобретенный опыт может быть использован, чтобы вернуть в строй ледокол «Сибирь», у которого похожая неисправность в парогенераторе. Однако все эти усилия помогут оставить ледоколы в Арктике лишь до 2012-2015 года.

—> Коммерческие компании заполнят пробел
Сегодня Россия ведет строительство одного атомного ледокола «50 лет победы» на ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. 50 лет победы в Великой Отечественной Войне отмечалось в 1995 году, но степень завершения строительства ледокола до сих пор составляет 80%. Корабль был заложен в 1989 году и спущен на воду в 1993 году.

В прошлом году правительство России решило направить деньги, первоначально предназначенные для ледокольного флота, на достройку «50 лет победы». Специальное постановление правительства предусматривает выделение 2,5 млрд рублей до 2005 года — год окончания строительства ледокола. Комбинат «Норильский Никель» также планирует выделять 15 млн долларов ежегодно, чтобы завершить сооружение ледокола в 2005 году.

ММП увеличило потонный сбор для грузовладельцев, использующих трассу Северного морского пути, как минимум на 50%. Но, несмотря на то, что «Норильский Никель», главный заказчик ММП, согласился с новыми тарифами, ММП опасается снижения грузопотока в этом году.

«Норильский Никель» также имеет возможность перевозить свои грузы по Енисею и далее по суше или увеличит объемы транспортировки редких металлов самолетами, по крайне мере, если правительство не заставит компанию использовать ледоколы. Намерение «Норильского Никеля» финансировать завершение строительства «50 лет Победы» вызывает удивление, поскольку всего лишь пару лет назад Комбинат собирался перестраивать атомные подводные лодки типа «Акула» (проекта 941) для перевозки грузов, чтобы избежать использования «дорогих» атомных ледоколов.

d388d220405346fe9744df24259a31f4.jpeg Photo: Foto: Aleksandr Raube

«Атомфлот» ожидает неизвестность
Однако эксплуатационные расходы на содержание атомного ледокольного флота — лишь часть истории. «Атомфлот», где базируются все атомоходы, является государственным унитарным предприятием, подчиненным Министерству транспорта, и не может передаваться в частное владение. «Атомфлот» получает доход от сборов за использование причального хозяйства ледоколам и вспомогательным судам, а также за обслуживания и эпизодический ремонт атомных судов. «Атомфлот» также производит перезарядку атомоходов и занимается временным хранением твердых и жидких радиоактивных отходов. Помимо этого, на территории «Атомфлота» строится площадка для хранения контейнеров с отработанным ядерным топливом (церемония ее открытия, предположительно, состоится в июне 2003 года). Однако эти работы не могут покрыть все расходы. Этот год организация начала с задержками зарплаты и другими экономическими трудностями.

Ледоколы нуждаются в инфраструктуре для надежной эксплуатации, и какая бы компания не владела ими, она вынуждена держать на плаву и «Атомфлот». Это приведет к дополнительным затратам, что в свою очередь может отразиться и на общей стоимости услуг в Арктике.

—> Новый владелец ММП
В прошлом году у ММП сменился владелец. Компания была куплена российским нефтяным гигантом «Лукойлом» в 1998 году, но сейчас передана компании «Севморпуть Капитал», который возглавляет Николай Куликов, бывший директор «Лукойл Арктик Танкер», покинувший свою должность в сентябре 2002 года с 61% акций ММП. Пока неизвестно, заинтересовано ли новое руководство в эксплуатации атомных ледоколов. Идут разговоры о создании еще одной компании по эксплуатации гражданского атомного флота, хотя никакого решения принято еще не было.

По-прежнему не ясно, смогут ли новые тарифы на услуги ледоколов поддержать атомные ледоколы без государственного финансирования. Вячеслав Рукша, замминистра транспорта, занимавший ранее пост генерального директора ММП, уверен, что новые тарифы удовлетворят потребности атомного флота. Согласно пессимистическим прогнозам, в предстоящие годы атомные ледоколы ожидают трудные времена. И такая ситуация будет сохраняться до увеличения грузооборота в Арктике, который может наступить не раньше 2007 года.

Название судна Год сдачи в эксплуатацию Число и номинальная мощность реакторов
МВт
Статус
«Ленин» 1959 3×90 В отстое с 1989 г.
«Арктика» 1975 2×171 Ремонт, продление срока эксплуатации
«Сибирь» 1978 2×171 В отстое с 1993 г.
«Россия» 1985 2×171 В эксплуатации
«Таймыр» 1988 1×171 В эксплуатации
«Севморпуть» (лихтеровоз) 1988 1×135 В эксплуатации
«Советский Союз» 1989 2×171 В эксплуатации
«Вайгач» 1990 1×171 В эксплуатации
«Ямал» 1992 2×171 В эксплуатации
«50 Лет Победы» 2005 2×171 Строится