News

АМЕК продолжит работу

Опубликовано: 18/07/2002

Автор: Томас Нилсен

Норвежско-российско-американская программа военно-экологического сотрудничества в Арктике продолжит работу по обеспечению радиационной безопасности на севере. К программе может присоединиться Великобритания.

Срок участия США в программах АМЕК (Arctic Military Environmental Cooperation — AMEC) истекает 13 сентября этого года. Госдепартамент США неоднократно предлагал выйти из сотрудничества из-за отсутствия зонтичного соглашения о налогооблажении и ядерной ответственности с Российской Федирацией. Норвегия, у которой есть собственное двустороннее соглашение с Россией о ядерной ответственности заявила, что позиция США является очень важной для участия Норвегии в сотрудничестве АМЕК.

Руководство программами в рамках АМЕК осуществляется министрами обороны Норвегии, Россиии и США. Большинство программ направлены на радиационную безопасность, включая строительство сорокотонного опытного контейнера для отработанного ядерного топлива (ОЯТ) с атомных подводных лодок (АПЛ), а также контейнеров для хранения и транспортировки твердых радиоактивных отходов (ТРО) и создание установки по пресованию радиоактивных отходов (РАО) с утилизированных АПЛ Северного флота (СФ).

Пока официальные представители в форме из Пентагона и Российского ВМФ имеют хорошие рабочие отношения, их коллеги в гражданском из Госдепартамента США и Министерства иностранных дел РФ на протяжении нескольких лет продолжают спорить о налогообложении и ядерной ответственности так и не прийдя к соглашению.

035fc41adb04b368fc6a00155e808852.jpeg

Сенатор Ричард Лугар убедил Госдепартамент
На конференции НАТО, которая состоялась в конце апреля в Москве по вопросам утилизации российских АПЛ, официальные лица США, работающие с программами на базе АМЕК, не выражали оптимизма по поводу будущего. Но данный вопрос интересовал представителя Министерства обороны Норвегии. Будущее программ АМЕК также обсуждалось 1 июня 2002 года на конференции в Осло, на которой Сенатор США и бывший Сенатор Сэм Нанн встретились с представителями властей Норвегии и неправительственными организациями, среди которых была «Беллона».

Сенаторы Нанн и Лугар инициировали первые программы, в которых США предоставляли помощь России в защите ядерных материалов и утилизации стратегических АПЛ в начале 90-х годов, после распада Советского Союза. Программа Нанна-Лугара впоследствии работала совместно с АМЕК. Например, опытные контейнера для хранения ОЯТ с АПЛ и площадка для их размещения на территории ремонтно-технологического предприятия «Атомфлот» в Мурманске построены на деньги АМЕК, но будут использоваться в программе Нанна-Лугара.

После возвращения в Вашингтон из Осло Сенатор Ричард Лугар направил заместителю госсекретаря Ричарду Армитаж письмо с настоятельной просьбой к Госдепартаменту взять главную роль в сотрудничестве в рамках АМЕК. Лугар заявил, что для США крайне важно продолжать обеспечивать техническое содействие, даже если зонтичное соглашение о налогообложении и ядерной ответственности с правительством России не будет достигнуто.

 

Исполнтительный секретарь Ричард Армитаж направил ответ Сенатору Лугару 26 июня, заявляя:

— Госдепартамент поддерживает идею возглавить АМЕК. Хочу вас уверить, что США останется активным участником в программе, принимая ведущую роль в трехстороннем процессе и в обмене техническими знаниями, даже если переговоры не приведут к приемлемому трехстороннему соглашению в близжайшем будущем. США продолжит тесную работу с Норвегией по решению общих проблем, созданных бывшим Советским Союзом на северозападе России.

Положительные изменения
Положительные изменения во мнениях в Госдепартаменте США открывают новые возможности активного военного сотрудничества на севере по обеспечению безопасности операций и хранения ОЯТ и РАО, а также решению других проблем, касающихся окружающей среды. В различные проекты АМЕК Норвегия вложила 10 $ миллионов, США –25 $ миллионов и Россия –6,5 $ миллионов.

Три страны-участницы АМЕК также вели переговоры с Великобританией на предмет ее участия в этой программе. В 1999 году министр иностранных дел Робин Кук посетил Мурманск, где заявил:

— Правительство Великобритании намерено работать с этими проблемами. Мы умеем это делать. Над ними будет работать и британская атомная промышленность.

Позже в этом же году, Кук объявил, что 8 £ миллионов выделено на проекты по радиационной безопасности на северо-западе России. Пока еще эти деньги находятся на счету в Лондоне, а Великобритания рассматривает сотрудничество АМЕК, как хороший способ участвовать в программах по радиационной безопасности.