News

Касьянов разрешил Сибирскому химкомбинату нарушать Водный кодекс

Опубликовано: 08/11/2001

Автор: Рашид Алимов

В конце октября председатель правительства РФ Михаил Касьянов подписал распоряжение, предоставляющее Сибирскому химическому комбинату (СХК) право пользования участком недр для захоронения жидких радиоактивных отходов (ЖРО) в глубоких горизонтах на площадках 18 и 18а этого предприятия.

В распоряжении правительства N1392-р от 23.10.2001 упомянуто предложение Министерства природных ресурсов России, согласованное с администрацией Томской области.


Лицензия на данную экологически сомнительную деятельность комбината, выданная Госатомнадзором 19 июля 2001 года, уже обжалована в судебном порядке. Однако, как замечает представитель томского Эколого-правового центра Константин Лебедев, «судебная волокита, как правило, превышает срок действия обжалуемой лицензии».


Судебная волокита

До 19 июля 2001 года СХК не имел лицензии Госатомнадзора на захоронение ЖРО в подземные водоносные горизонты и обосновывал легитимность своей деятельности лицензией на недропользование, срок действия которой истек в марте 2001 года. С 1996 года адвокаты Эколого-правового центра пытались доказать, что данная лицензия не предусматривает права на захоронение ЖРО в водные горизонты. В конце 1998 года дело было рассмотрено Томским областным судом, а затем обжаловано в Верховном суде. В 1999 году Томский областной суд снова отказался удовлетворить требования экологов, а в марте 2000 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ направила дело на новое рассмотрение.


Жалоба томских экологов

В жалобе, подготовленной томским Эколого-правовым центром, упоминается, что статья 104 Водного кодекса РФ запрещает «захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ в водные объекты». Как разъясняется в Водном кодексе (статья 17), к подземным водным объектам относятся водоносные горизонты и бассейны подземных вод.


Кроме того, часть 3 статьи 54 Закона РСФСР «Об охране окружающей среды» также носит запрещающий характер в отношении деятельности, на которую Госатомнадзор выдал лицензию Сибирскому химическому комбинату.


В официальном издании Государственного комитета по охране окружающей природной среды Томской области неоднократно отмечалась опасность деятельности СХК: «Большую потенциальную опасность представляет также крупномасштабное подземное захоронение жидких радиоактивных отходов (общая активность более миллиарда Кюри), осуществляющееся более 30 лет в водоносные горизонты на глубину 280-400 метров. Делящиеся материалы интенсивно сорбируются песчано-глинистыми породами и скапливаются в устье скважин. Учитывая, что вода является замедлителем нейтронов, это создает угрозу накопления критической массы, достаточной для возникновения самоподдерживающейся цепной реакции».

—>
Процесс жителей Георгиевки против СХК

Прекращение экологически опасной деятельности комбината по захоронению ЖРО в водоносные горизонты было одним из требований в процессе истцов деревни Георгиевка против СХК.


Иск против СХК был подан 26 жителями деревни Георгиевка, пострадавшими в результате аварии на комбинате и радиационного загрязнения 6 апреля 1993 года. За время рассмотрения этого иска 14 истцов умерло.


В исковом заявлении указывалось, что аварийный выброс 1993 года не стал определяющим в картине радиационно-химического загрязнения района, а лишь приоткрыл завесу секретности, окружающей деятельность СХК.


Суд отклонил требование истцов по части прекращения комбинатом захоронений ЖРО, сославшись на заключения экспертов, которые считают уровень воздействия на окружающую природную среду глубоких хранилищ ЖРО допустимым. По мнению экспертной комиссии, приглашенной судом, дальнейшая эксплуатация этих хранилищ возможна до 2015 года включительно, при этом «захоронение ЖРО не оказывает воздействия на окружающую среду за пределами установленных границ «.


Как было установлено судом, захоронение жидких радиоактивных отходов осуществляется Сибирским химическим комбинатом с 1963 года.

—>
Неадекватное поведение

В проектных материалах продления сроков эксплуатации глубоких хранилищ ЖРО упоминается и такой сценарий развития гипотетических осложнений и аварийных ситуаций, как вскрытие пласта-коллектора, содержащего отходы, при проведении буровых и горных работ: «…сценарий вскрытия пласта-коллектора может быть наиболее значимым по своим последствиям. Однако вероятность его реализации весьма мала и не поддается оценке, поскольку сопряжена с допущением неадекватности поведения людей в будущем (например, массовая потеря разума)».


В марте 2001 года, когда обсуждался вопрос о продолжении опасной деятельности комбината, Константин Лебедев высказал надежду, что при решении вопроса о продлении сроков эксплуатации глубоких хранилищ ЖРО поведение людей будет адекватным, хотя бы в аспекте соблюдения норм природоохранного законодательства. Похоже, правительство смотрит на этот вопрос иначе.


Сибирский химический комбинат — история

Сибирский химический комбинат стал вторым предприятием после ПО «Маяк», построенным в Советском Союзе, с целью производства плутония для ядерных боеголовок. Строительство комбината началось в 1948 году в 28 километрах к северо-востоку от города Томска (население 500 тыс. человек) на реке Томь. Сейчас границы города находятся в 10-12 км от главного завода комбината в Северске (бывший Томск-7). Здесь имели место крупнейшие в мире выбросы радиоактивных веществ – закачка в подземные горизонты и выбросы в открытые водоемы.


Два оставшихся действующих реактора — АДЭ-4 и АДЭ-5 — производят 350 МВт электричества и 600 ГКл/час тепла. Это обеспечивает нужды комбината, города Северск, и 40% потребностей Томска. В соответствии с российско-американским межправительственным соглашением, эти два реактора должны были быть переведены на другой вид топлива к 2000 году, остановив производство плутония. Но все сроки были нарушены, и теперь датой окончания работы этих реакторов называется 31 декабря 2005 года.


В структуру комбината входят завод разделения изотопов, сублиматный завод, радиохимический, химико-металлургический, научно-исследовательский и конструкторский институты. Комбинат также имеет в своем составе урановую обогатительную установку (закрыта в 1990 году).


На сегодняшний день в пятидесяти хранилищах комбината находятся радиоактивные отходы суммарной активностью 125 миллионов кюри. За пятьдесят лет существования комбината здесь произошло примерно 30 аварий, 4 из которых были 3 уровня опасности по шкале МАГАТЭ. Последняя крупная имела место 14 июня 1999 года, когда из-за ошибки оператора было заражено помещение завода, а двое сотрудников получили дозу радиации, равную трем годовым допустимым дозам облучения.


Сибирский химкомбинат увеличивает экспорт

Основным источником доходов комбината до последнего времени является экспорт обогащенного гексафторида урана. За последние восемь лет объем экспорта СХК вырос в 10 раз. На экспорт предприятие производит природный гексафторид урана, металлический обогащенный уран, фтористый водород, стабильные изотопы, литиевые соли и высокоэнергетические магниты.


СХК поддерживает экономические связи с 21 страной мира, среди которых Великобритания, Германия, Франция, Финляндия, Бельгия, Швеция, Чили и другие. Экспорт в США осуществляется в рамках контракта ВОУ-НОУ (высокообогащенный уран — низкообогащенный уран). В 2001 году комбинат победил в тендере, южнокорейской фирмой KNHP по двум контрактам поставок гексафторида урана для атомных станций в Южной Корее.


На вторую половину 2002 года намечена сертификация системы качества СХК на соответствие требованиям международных стандартов ISO-9001.


… и продолжает радиоактивные выбросы

Прямые выбросы сточных вод, содержащих радионуклиды, в реку Томь, а также возможная утечка из бассейнов хранения и естественных водоемов может привести к конечному попаданию радионуклидов в Арктические моря.


В ноябре 2000 года российские ученые из общественного института «Ученые Сибири за глобальную ответственность» и их американские коллеги из организации «Проект за ответственность правительства» установили, что радиоактивное заражение в реках Томь и Ромашка является самым высоким в мире. Были обнаружены концентрации цезия и стронция-90, во много раз превышающие санитарные нормы. Была отмечена высокая концентрация фосфора-32, время полураспада которого 14,26 дней, что свидетельствовало о его недавнем происхождении. А концентрация радиоактивных веществ в рыбе, купленной на рынке Томска, превысила допустимые нормы в 20 раз.


В ответ руководство комбината признало сброс в реку Томь нептуния-239, живущего лишь 2,35 дней и после распада переходящего в плутоний-239 с периодом распада 24 119 лет. На основе этой информации можно сделать вывод, что плутоний накапливался в реке все те десятилетия, которые работает комбинат.


По информации Эколого-правового центра, при нормальной (безаварийной) работе комбината в атмосферу поступало до 10 г. плутония в год. Одна миллионная грамма плутония при попадании в организм человека может вызвать серьезные заболевания. В почвах и водах обнаруживается трибутилфосфат, в атмосферу поступают бета-активные аэрозоли с превышением фона в 4-10 раз.


В настоящее время, по данным самого СХК на начало ноября 2001, выбросы радиоактивных веществ комбината в атмосферу составляют 0,1 – 0,3 % от норм предельно допустимых выбросов, установленных Минприроды. Вместе с тем, в сточных водах комбината, поступающих в реку Томь, продолжают регистрироваться радионуклиды так называемой наведенной активности натрий-24, фосфор-32 и нептуний-239, сбросы которых составили соответственно 12, 45 и 5% от предельно допустимых нормативов.