News

400 миллионов кубометров радиоактивных отходов могут хлынуть в Арктику

Vannreservoar nr. 11 i Majak er fylt til kanten med flytende radioaktivt avfall.
Foto: Thomas Nilsen

Опубликовано: 29/08/2001

Автор: Томас Нилсен

В результате весеннего паводка уровень воды во всех промышленных водоемах ПО “Маяк”, заполненных жидкими радиоактивными отходами, резко вырос. Губернатор Челябинской области Петр Сумин предупреждает об экологическом бедствии, угрожающем системе сибирских рек и Северному Ледовитому океану.

На этой фотографии виден один из пяти промышленных водоемов ПО “Маяк”, где с 1951 года накапливаются жидкие радиоактивные отходы (ЖРО). Плотина отделяет водоемы от реки Теча. Каждый год в бассейны сливается до 10 миллионов кубометров ЖРО. На сегодняшний день, плотина препятствует выбросу в речную систему 400 миллионов кубических метров низкоактивных отходов.

Губернатор Челябинской области Петр Сумин направил письмо о чрезвычайной ситуации председателю Правительства России Михаилу Касьянову. Еще три-четыре многоводных года, пишет он, и жидкие радиоактивные отходы прорвут плотину.


Если в ближайшее время не предпринять меры, то под угрозой будет экология не только Урала, но и Сибири. В случае прорыва плотин на Тече, отравленная вода через притоки попадет в реку Обь. Дальше по Оби ЖРО могут попасть в Карское море и затем — в Северный Ледовитый океан.

6764edb88f61ca9d4bda63dac1232799.jpeg Photo: Foto: Thomas Nilsen

Предупреждения остаются без ответа
Губернатор Челябинской области подчеркивает, что о ситуации неоднократно сообщалось президенту, правительству и совету федерации. К сожалению, несмотря на множество обращений и рекомендаций от Совета Безопасности, ничего не было сделано, чтобы предотвратить радиоактивное наводнение.

Уровень ЖРО достиг опасного пика этой весной по причине паводка, когда до критической отметки водоема номер 11 оставалось всего 26 сантиметров.


Общая радиоактивность ЖРО составляет 10,5 пБк по цезию-137 и стронцию -90. Максимальный предел выбросов в Ирландское море британского завода в Селлафилде составляет для сравнения 100 ТБк. Соответственно потенциально радиоактивное загрязнение, которое угрожает речным системам Сибири в сотню раз превышает годовой выброс комбината в Селлафилде.


ЖРО, ежегодно пополняющие водоемы “Маяка”, попадают туда с завода по переработке отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Проектная мощность завода предусматривает переработку 400 тонн ОЯТ в год, но в течение нескольких последних лет из-за технических проблем, ежегодно перерабатывалось только порядка 15 тонн ОЯТ.

54ccd7dd5bb85c12047560eab208e08f.jpeg

Норвегия вносит свой вклад в ухудшение ситуации
Норвегия также внесла свой вклад в заполнение водоемов ЖРО. В прошлом году четыре железнодорожных вагона построенных на деньги Норвегии, применялись для транспортировки ОЯТ с атомных подводных лодок с Кольского полуострова для переработки на “Маяке”. Это было сделано несмотря на протесты групп российских экологов, которые утверждают, что Норвегия заботится только о том, чтобы переместить ядерные отходы подальше от своей границы. Однако, заявляют они, если с “Маяка” произойдет утечка, опасность радиоактивного заражения будет угрожать всему Северному Ледовитому океану.


Решит ли проблему пар атомной станции?
Вице-губернатор Челябинска, Геннадий Подтёсов отмечает, что теперь ситуация только ухудшится, в связи с тем, что Россия согласилась импортировать ОЯТ других стран.

“Маяк” — единственное на сегодня предприятие Минатома, способное переработать ОЯТ, произведенный зарубежными реакторами. Как только переработка ядерных отходов начнется, соответственно увеличится и количество выбросов в водоемы комбината.


Подтёсов говорит, что он обсуждал критическую ситуацию с представителями Минатома, которые заявляли, что из-за финансовых проблем они не смогут никак решить проблему на “Маяке” до 2010 года.

Завод “Маяк” был введен в эксплуатации в 1949 году. Тогда основная масса ЖРО сливалась непосредственно в реку Теча, откуда отходы поступали в речную систему Оби. В 1951 году советские исследователи зарегистрировали высокую концентрацию радиоактивности при впадении Оби в Карское море Северного Ледовитого океана. Тогда же было установлено, что ряд людей, живущих на берегах Течи, были подвержены высоким уровням облучения.


По словам вице-губернатора Геннадия Подтесова, самый дешевый и эффективный способ предотвращения экологического бедствия — возобновление строительства Южно-Уральской АЭС. Планируется, что электростанция будет использовать водоемы для охлаждения реакторов. Соответственно, уровень воды в водоемах должен уменьшиться.


Челябинский эколог Наталья Миронова заявляет об опасности данного проекта: «Вообразите, что случится, если плотину прорвет и вода хлынет наружу. Ядерная установка лишится воды для охлаждения реакторов, и произойдет повторение Чернобыльской катастрофы”.


На сегодняшний день программой развития атомной промышленности России до 2010 года строительство Южно-Уральской АЭС, требующее по разным оценкам порядка $600 млн., не предусмотрено.

90bb2da57530c454a17131f7f071ccec.jpeg

На карте изображены промышленные водоемы ПО «Маяк»