Экипаж «Лепсе» переезжает в «деревню»

bd1c1306fd32329d46e244032a54f3c0.jpeg

На фоне унылого пейзажа базы Атомфлот, расположенной в черте города Мурманск и обслуживающей атомные ледоколы, яркие современные домики-контейнеры, предназначенные для проживания людей, смотрятся как будто не на своем месте. Слишком сильно их вид выбивается из общей картины мрачноватых и массивных зданий базы. Эти домики-контейнеры получили название «деревня Лепсе» т.к. предназначены они, именно, для экипажа одноименного судна – Лепсе.


И вот, наконец, настал день официального открытия «деревни Лепсе». 11 мая 2001 года. Серый промозглый день. Снег вперемешку с дождем и холодный ветер с Кольского залива забирается под пальто и все гости, журналисты, хозяева переминаются с ноги на ногу, безуспешно пытаясь согреться. Представители Bellona Foundation, МРОО «Беллона-Мурманск» и Мурманского морского пароходства, коммерческого оператора атомных ледоколов, взволнованы и возбуждены, ведь настал день, которого они все столько ждали. После нескольких лет совместного труда успешно завершен международный проект, цель которого заключалась в том, чтобы обеспечить безопасность конкретных людей, работающих на судне-хранилище «Лепсе».


Проект «деревня Лепсе» был задуман и профинансирован экологической организацией Bellona Foundation, а осуществлен благодаря сотрудничеству с Мурманским морским пароходством (ММП). Сами же домики-контейнеры построила на своих заводах норвежская компания UNITEAM A.S.


Что же касается утилизации самого судна-хранилища отработавшего ядерного топлива «Лепсе», то это зависит от подписания многостороннего соглашения между Россией и Европейским Союзом, запланированного в программе следующего саммита.


В настоящее время реализация проекта по утилизации плавтехбазы «Лепсе» приостановлена из-за отсутствия международного соглашения по вопросу о ядерной ответственности, а также из-за нерешенности вопроса о возможном освобождении оборудования от таможенных пошлин. Многостороннее соглашение по экологическим программам в России (МНЕПР), призвано разрешить эти проблемы, насущные как для проекта «Лепсе», так и для реализации других международных инициатив, направленных на обеспечение радиационной безопасности в России.


МНЕПР будет обсуждаться на следующем саммите ЕС-Россия. Для подготовки этой встречи Москву только что посетил комиссар ЕС по вопросам экологии г-н Валлстрем. Ожидается, что результаты саммита повлияют на дальнейшую судьбу проекта по утилизации плавтехбазы «Лепсе.


Однако команда, находящаяся на борту «Лепсе», постоянно подвергающаяся дозовым радиационным нагрузкам, не может ждать, когда политики достигнут окончательного соглашения по программе МНЕПР. С 11 мая команда живет в безопасной «деревне Лепсе», из которой и осуществляет контроль за состоянием своего судна.


МРОО «Беллона-Мурманск», сотрудничающая с Bellona Foundation в этом регионе России, хорошо знает насколько медленно и сложно осуществляются международные проекты. Почти год понадобился для того, чтобы получить из Министерства экономики РФ освобождение от таможенных платежей. Затем пришлось исписать горы бумаг и получить килограммы сертификатов, чтобы в середине мая 2001 года на территории РТП «Атомфлот» появился современный жилой комплекс для экипажа «Лепсе».

087ff6bf8456ed319d7811d7525b9875.jpeg


Проект по утилизации плавтехбазы Лепсе С 1962 по 1981 гг. плавтехбаза «Лепсе» служила в качестве вспомогательного судна на базе атомных ледоколов. Сегодня 639 отработавших топливных сборок хранится на борту этого судна в крайне неудовлетворительном состоянии. Извлечение топлива осложняется тем, что некоторые сборки были повреждены при попытке втиснуть их в каналы хранилища.


Bellona Foundation совместно с Мурманским морским пароходством работает над проектом «Лепсе» 1992 года. Расчеты, произведенные российской стороной, показали, что выполнение операции по извлечению отработавшего ядерного топлива без специального дистанционно управляемого оборудования приведет к тому, что 5 000 человек получат предельно допустимые дозы радиоактивного облучения. Поскольку необходимое оборудование ММП сочло слишком дорогим, то пароходство предложило отбуксировать судно к архипелагу Новая Земля и там захоронить.


В качестве встречного предложения осенью 1994 года Bellona Foundation предложила альтернативное решение проблемы, заключающееся в том, чтобы извлечь отработавшее ядерное топливо с помощью дистанционно контролируемой робототехники. Такой подход обеспечит значительное снижение дозовых нагрузок на персонал, хотя, это и будет дороже.


Осенью 1994 года Bellona Foundation и ММП организовали в Мурманске на борту одно из атомных ледоколов международную экологическую конференцию. Состав экспертов, принявших участие в конференции, был сформирован при участии ЕС, куда вошли представители программы TACIS, Генерального Директората ЕС XI и Норвегии. По рекомендации ЕС на выгрузку топлива было выделено 18,5 миллионов US долларов. Разработка технического обоснования проекта финансируется по линии программы TACIS.


Суть технического обоснования проекта сводится к тому, чтобы найти способ безопасного извлечения отработавшего ядерного топлива из хранилища на «Лепсе» и последующего обращения с ним. Принять участие в разработке технического обоснования были приглашены представители европейской атомной промышленности. Британская компания AEA Technology и французская – SGN выиграли тендер. Для контроля за осуществлением проекта «Лепсе» был создан международный консультативный совет с участием представителей правительств Норвегии, Франции, ЕС, США и России. Теперь проект дожидается подписания соглашения МНЕПР двумя сторонами – Россией и ЕС.

Игорь Кудрик