News

«Маяк» хочет расширить экспорт кобальта-60

Опубликовано: 30/04/2001

Автор: Рашид Алимов

"Маяк" предполагает увеличить экспорт изотопов, чтобы самостоятельно финансировать производство компонентов ядерного оружия.

В числе высоких технологий, которыми владеет ПО «Маяк» — конверсионная программа по производству реакторной группы изотопов для гражданских целей, заявил заместитель директора комбината по реакторно-изотопному производству Валерий Асновский в интервью газете «ПрО Маяк».


«Маяк» — практически единственный в России производитель кобальта-60, причем более 90% изотопа идет на экспорт, а это значит, что комбинат получает «живые» деньги, подчеркнул Асновский.


В 2000 году в Министерстве обороны прошло заседание, посвященное перспективам развития радиоизотопных производств отрасли. Материалы к обсуждению этого вопроса готовил Департамент ядерного топливного цикла «Маяка». Было отмечено, что Россия владеет 25% мирового изотопного рынка, занимая достойное место в мире по производству кобальта-60. Минатому была поставлена задача обеспечить «процентов 40 этого рынка по кобальту-60». Речь шла и о других изотопах.


Те реакторы, которые работают на заводе 23, способны при определенной реконструкции произвести кобальта в 1,5-2 раза больше, чем сейчас, заметил Асновский. Для расширения производства изотопов планируется ремонт реактора «Людмила». Этот реактор имеет мощность около 1000 МВт и наряду с производством гражданской продукции изготовляет «оружейные» изотопы трития и плутоний-238. Другим реактором двойного назначения является «Руслан», который был введен в эксплуатацию в 1948-1951 году. В конце 80-х его реконструировали из реактора на тяжелой воде в легководный реактор мощностью 1000 МВт. «Руслан» также используется для производство «оружейных» изотопов.


Однако, производительность пока ограничивается, так как на этих двух реакторах нарабатывается оружейные компоненты. «Если бы могли увеличить продажу изотопов в 2 раза, то при некоторых условиях нам бы не понадобилась дотация государства для производства оборонного продукта», сказал Асновский. Доход этот меньше, чем от переработки ОЯТ, но это, по его мнению, тоже выгодное направление работы.


Кроме кобальта-60, «Маяк» производит и другие радиоактивные изотопы, например, тритий, гелий-3 (на заводе 156), молибден. Асновский отметил, что производство молибдена было налажено в Обнинске, но «там сейчас один реактор закрывают, а второй ставят на долгую реконструкцию».


Асновский упомянул о договоре «Маяка» с Ленинградской АЭС, по которому «они будут продавать нам свой кобальт, а мы — дальше, на заказ». В августе 2000 года Ленинградская АЭС получила лицензию Минторга РФ на экспорт радиоактивных изотопов на базе кобальта-60. Эта лицензия стала первой в истории российской атомной энергетики, дающей право АЭС самостоятельно торговать на внешнем рынке.


Радиоактивный изотоп кобальт-60 используется главным образом в медицине как стерилизатор.