News

Будет ли ввозиться ОЯТ?

Опубликовано: 16/04/2001

Автор: Рашид Алимов

Госдума отложила рассмотрение законов, касающихся ввоза в Россию ОЯТ, на 18 апреля.

Госдума отложила запланированное первоначально на среду, 11 апреля, рассмотрение законов, касающихся ввоза в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Как передало РИА «Новости», председатель нижней палаты Геннадий Селезнев сообщил журналистам, что Совет Думы принял во вторник решение рассмотреть эти документы 18 апреля. По его словам, соответствующие предложения внесли руководители некоторых фракций.


В конце марта был уволен министр ядерной энергии Евгений Адамов, активно отстаивавший идею импорта ОЯТ. В течение полутора недель журналисты и общественность задавались вопросом, значит ли его увольнение смену политики министерства, или это только «выпуск пара». Высказывалось мнение, что Адамов подал в отставку из-за того, что не смог обеспечить принятие в Госдуме законопроекта о ввозе ОЯТ. С начала прошлой недели возобновилась жесткая пропагандистская компания «Минатома» за превращение страны в ядерный могильник.


«Вопрос с ОЯТ – очень ответственный, высокие технологии должны выходить на мировой рынок», — заявил новый министр Александр Румянцев.


Президент страны Владимир Путин продолжает хранить молчание по проблеме ОЯТ, но уволенного министра Адамова президент поблагодарил за успешное руководство атомной отраслью, которая в нынешнем году по своим производственным показателям вышла «на лучшие рубежи, достигнутые в советский период». Оценки публичной деятельности прежнего министра не произошло.


Первые шаги Румянцева

«Выполняемые сейчас контракты на строительства атомных станций за рубежом соответствуют всем мировым нормам и интересам государства, поэтому эта работа будет продолжена», — заявляет Румянцев. Россия имеет контракты на сооружение трех АЭС: в Иране, Китае и Индии.


Первым важным шагом, который намерен сделать новый министр Румянцев, станет перевод активов Министерства по атомной энергии из Конверсбанка и МДМ-банка в Сбербанк или другое государственное финансово-кредитное учреждение. Банковский поворот Минатома — это то, что принципиально отличает министра Румянцева от его предшественника Адамова. В связи с этим можно привести ставшую уже известной самооценку нового главы Минатома как «государева человека». Ранее из-за закрытости Минатома, министерство неоднократно обвинялось в разворовывании средств и использовании их для подкупа депутатов.


Впрочем, по остальным вопросам Румянцев будет выступать последователем своего предшественника. Коммерциализацией отрасли он будет заниматься, потому что уверен: без этого она не выживет. Поэтому и вопрос ОЯТ будет решаться так же, как при Адамове.


Манипуляции общественным мнением

Последние события с попыткой закрытия независимого канала “НТВ” в России показывают, что кремлевские политтехнологи в определенной степени потеряли связь с реальностью. Сегодня им кажется, что гражданского общества в стране нет, и за счет государственных средств массовой информации общество можно будет убедить в чем угодно.


Поскольку именно общественное мнение заставило уволить министра Адамова, то к парламентским слушаниям понадобилось изобрести «правильное» общественное мнение от «правильных» экологов. 7 апреля, за два дня до слушаний, сайт кремлевского политтехнолога Павловского выдал очередную «сенсацию» — «общероссийские общественные экологические организации – за ввоз ОЯТ». По ближайшем рассмотрении этих самых организаций оказалось всего две — несостоявшаяся партия «Кедр» и Российский Экологический Конгресс. Но в пропагандистской кампании это вовсе неважно: многие информационные агентства уже успели назвать эти две организации «представителями российских экологов», объявить об «объединении экологов и ученых».


После обращения к Президенту против ввоза ОЯТ, которое в середине марта подписали 672 общественные организации, среди которых МСоЭС, Гринпис, ВВФ, появилось обращение 2-х, известных своей лояльностью различным официальным инициативам.


Расчет был сделан на то, что в выходные зеленые не успеют организовать ответную реакцию, зато «заявление экологов в поддержку ОЯТ» успеет разойтись по всем каналам информационных агентств. Тем более, что и время выдалось подходящее — НТВ, которое постоянно на всю страну рассказывало правду об афере Минатома, вынуждено защищать себя. Как отмечает «Социально-экологический союз», побочным результатом заявления 2-х становится дискредитация всего экологического движения, которое, как получается, сначала призывало протестовать, собрало 2,5 миллионов подписей за референдум против ОЯТ, а теперь оказалось «за». Народ не особо вникает в названия, которые и не слишком афишируются в документе. Тем более, что ведь «Кедр» и «РЭК» действительно выдвинули условие: «гарантированное возвращение продуктов переработки странам, из которых облучаемое топливо было ввезено на переработку».


Письмо начинается фразой «Профессионально занимаясь проблемами экологической безопасности страны, мы понимаем, что в случае одобрения вами предлагаемых поправок наша страна сможет получить существенные финансовые ресурсы (около 20 млрд долларов в течение десяти лет).» В сводке «Социально-экологического союза» отмечается, что эта фраза, кроме собственно бахвальства, омерзительно цинична по своей сути. «Если бы эти господа профессионально занимались безопасностью страны, то при слове ядерные отходы, или предпочитаемом ими словосочетании «отработавшее ядерное топливо», им на ум приходили бы не доллары, а дети поселка Муслюмово, дети Челябинска, других «атомных точек», изуродованные радиацией. Известно, что этих так называемых миллиардов только-только хватит на создание мощностей по хранению и переработке ОЯТ, но никак не на очистку зараженных территорий, экологические и социальные программы».


В среду члены экологической организации «Зеленый Крест», входящей в Российский экологический конгресс (РЭК), заявили, что от их имени было распространено «лжеобращение». Как выяснилось, члены конгресса не уполномочивали директора Конгресса Пименова писать подобное обращение. Ни одна из 148 организаций, входящих в состав РЭК, не могла бы подписаться под письмом, одобряющим ввоз в страну радиоактивных отходов и ОЯТ. «Вся эта история дурно пахнет», — говорится в письме членов попечительского совета «Зеленого Креста» Ларисы Скуратовской, Джеммы Фирсовой и Аллы Ярошинской в редакцию «НТВ.Ru». Экологи требуют провести собрание членов попечительского совета РЭК с тем, чтобы рассмотреть данную ситуацию.


Обращение академиков

Обращение экологов было опубликовано вслед за появлением открытого письма ученых-ядерщиков депутатам Государственной Думы с призывом принять поправки, разрешающие ввоз в Россию ОЯТ. Среди авторов письма значились академики Евгений Велихов, Николай Лавернов, Владимир Фортов, Николай Пономарев-Степной и другие. В прошлую субботу, в интервью «Эхо Москвы» Николай Пономарев-Степной заявил, что никаких документов не подписывал.


Говоря о законопроектах, академики заявили: «мы убеждены, что такое решение принять необходимо и сделать это надо безотлагательно». В то же время, представители Минатома и Курчатовского института продолжают утверждать, что ни о какой безотлагательности речь не идет. В выступлении на телеканале «Россия» министр Румянцев отметил: «Почему-то у многих сложилось такое впечатление, что стоят готовые эшелоны и что они двинутся в Россию, как только будет принят этот закон. Да ничего подобного.» Об этом же говорил и директор по внешней деятельности «Курчатовского института» Андрей Гагаринский в эфире «Радио России», «Сегодня [перерабатывающий завод] «Маяк» – всё что у нас есть, но ведь мы говорим о долговременной программе».


Ряд знаменитых ученых выступил против импорта ОЯТ, в частности, академик Алексей Яблоков. Его аргументы сводятся к тому, что пока мощности для переработки ОЯТ будут построены, пройдет много времени, а ОЯТ уже будет ввезено в Россию.


Позиция Госатомнадзора

Сразу после отставки министра Адамова руководитель Госатомнадзора РФ Юрий Вишневский провел пресс-конференцию, целью которой было развенчать мифы, созданные бывшим министром. Говоря о ввозе в Россию радиоактивных отходов, Вишневский сообщил, что такие, как Адамов, «торгуют родиной, делая вид, что торгуют новыми технологиями». По словам Вишневского прибыль от импорта ОЯТ сомнительна: треть полученных денег уйдет на налоги, треть – на эксплуатацию контейнеров, в которых будут храниться отходы, а оставшаяся треть, «говорят, на экологию, но ведь что-то должны украсть».


Что же касается утверждения, что ядерные отходы можно переработать в столь нужный стране уран 235, то этого самого урана, по мнению Юрия Вишневского, у нас в стране и без импортных отходов накопилось уже 500-700 тыс тонн. К тому же килограмм урана, добытого из отходов, обходится в $1 тыс., тогда как один килограмм «свеженького» урана стоит всего $18. По мнению Вишневского, на настоящее время «технических условий для хранения иностранного отработанного ядерного топлива в России нет».


В то же время, на состоявшихся 9 апреля парламентских слушаниях, руководитель Госатомнадзора предложил разрешить ввоз и хранение отработанного ядерного топлива, произведенного в России. Эти изменения, по мнению Вишневского, должны быть внесены в законопроект, разрешающий ввоз и хранение отработанного ядерного топлива на территории России. По его словам, данная поправка должна способствовать развитию российских производителей.


Регионы – против ОЯТ

По информации «Социально-экологического союза», негативно отнеслись к решению ГосДумы, поддержавшей в декабре поправки в первом чтении, следующие законодательные собрания: Дума Свердловской области, Законодательное собрание Сахалина, Саратовская областная дума, Мурманское Законодательное собрание, Северо-Западная парламентская ассоциация, Волгоградская областная Дума, Хабаровская городская Дума, депутаты Думы Екатеринбурга, депутаты Кемеровского областного Совета, Костромская областная Дума, Калининградская Дума, Алтайский краевой Совет народных депутатов, Брянская областная дума, Новосибирская областная дума, Ярославская областная дума, Вологодская областная дума.


В самом конце марта против ввоза ОЯТ выступил также Госсовет Республики Татарстан, объявивший идею Минатома «крайне опасной инициативой, идущей вразрез с интересами многонационального народа России». «Антиядерное общество Татарстана» опубликовало открытое письмо к гражданам России, критикуя ввоз ОЯТ с «национально-патриотриотических позиций». Стоит заметить, что государство и Минатом до сих пор использовали национально-патриотическую риторику, объявляя зеленых «агентами Запада», заинтересованными в том, чтобы Россия потеряла выгодный рынок. С точки зрения «Антиядерного общества Татарстана», открытое включение России в международный технологический процесс по ввозу и переработке зарубежных радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива приведет к полному контролю транснациональными (в основном американскими) компаниями над ядерной промышленностью России, то есть фактически к потере независимости страны.


Анализ законодательства

Группа «Экозащита!» провела сравнительный анализ существующего законадательства и оспаривает утверждение Минатома о том, что принятие законопроектов необходимо, чтобы снять запрет на переработку иностранного ОЯТ. Ввоз ОЯТ с целью переработки разрешен действующим законодательством РФ и никогда не был запрещен. Порядок ввоза, регулируемый специальным постановлением правительства РФ N 773 от 29 июля 1995 г., является идентичным принятому в других странах, занимающихся этим грязным и непопулярным бизнесом (во Франции и Англии). “Очевидно, новый министр не знает о существовании этого документа”, — предполагает группа «Экозащита!».


Подобно своему скандальному предшественнику, Румянцев продолжает выступать за превращение России в ядерную свалку. Первое отличие еще не принятых законов от старых состоит в том, что снимается запрет на долговременное хранение иностранных ядерных отходов в России, и хранить эти отходы в России можно будет вечно. Если все-таки происходит переработка ОЯТ, то образуется большое количество радиоактивных отходов дополнительно. В сегодняшнем законодательстве есть требование отправлять эти отходы туда, откуда прибыло ОЯТ. Второе отличие новых законов от старых состоит в том, что отходы переработки можно будет оставлять и захоранивать в России. Такое захоронение даже предусмотрено в технико-экономическом обосновании законопроектов.


В России переработкой ОЯТ с атомных станций занимается только челябинский «Маяк». Согласно статистике Госатомнадзора там уже накоплено радиоактивных отходов общей активностью около 400 миллионов Ки, что равняется примерно 8 Чернобылям. Отходы переработки, скопившиеся на «Маяке» незаконно сбрасываются в озеро Карачай – самое загрязненное место на планете, как утверждают эксперты ООН. Не смотря на то, что Минатому никогда не запрещали заниматься переработкой иностранного ОЯТ, он не смог подписать контракт ни с одной из богатых стран, способных платить за это. Напротив, в течение 90-х Минатом потерял почти все контракты с бедными странами Восточной Европы, что говорит о повсеместном отсутствии спроса на такие услуги.


«Если сопоставить новые законопроекты с действующими законами, то становится очевидно, что вся затея направлена не на укрепление позиций России на якобы существующем рынке переработки ОЯТ, а на превращение страны в глобальный могильник», — считает сопредседатель группы «Экозащита!» Владимир Сливяк.


Результаты голосования известны?

Первый заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска полагает, что нижняя палата российского парламента примет 18 апреля во втором чтении пакет правительственных законопроектов, разрешающих ввоз в Россию отработанного ядерного топлива. «По настроению лидеров депутатских объединений ясно, что особых споров эти законы уже не вызывают», — заявила она вчера на пресс-конференции.