News

Поднимут ли «Курск»?

Опубликовано: 14/03/2001

Автор: Игорь Кудрик

Фонд «Курск» объявил о нежелании стран-доноров финансировать подъем атомной подводной лодки «Курск». Россия не хочет брать на себя «ядерную ответственность».

Сроки поднятия «Курска» были перенесены с лета на осень 2001 года. Российская сторона утверждает, что причина в неспособности международного фонда «Курск» собрать необходимые средства. Фонд «Курск» связывает выделение средств правительствами ЕС, Норвегии, Японии, Канады и США с подписанием Россией многостороннего рамочного соглашения по проектам в области радиационной безопасности в северо-западном регионе России.

Секретарь международного фонда "Курск" Рио Праанинг предупредил, что если в марте на стокгольмской встрече представителей России и Евросоюза "не будет найден компромисс, то "Курск" так и останется лежать на дне Баренцева моря".

Незадолго до этого вице-премьер РФ Илья Клебанов заявил, что сроки подъема атомной подводной лодки будут перенесены с лета 2001 на начало осени. Говоря о причинах, Клебанов признал "сложности со сбором финансов, необходимых для проведения операции".

По словам Клебанова, в течение текущей недели правительство РФ выпустит соответствующее постановление. В данном документе правительство намерено гарантировать международному консорциуму фирм, которые будут участвовать в подъеме "Курска", финансирование операции даже в том случае, если международный фонд "Курск" не соберет необходимые средства.

В январе 2001 года фонд «Курск» предложил следующую схему финансирования операции: Правительства ЕС, Японии, Канады, Норвегии и США должны внести по 1,9 млн евро, что составит 38 млн евро или 50% от общей суммы. Остальные 38 млн. евро должны поступить из российского бюджета.

Россия не хочет брать на себя ядерную ответственность
Сам фонд «Курск», по всей видимости, не предполагал, что страны, к которым он обратился за помощью, особого интереса поучаствовать в операции по подъему «Курска» не проявят. Причина кроется в том, что до настоящего момента все проекты по утилизации атомных лодок и радиоактивных отходов на северо-западе России и Дальнем Востоке, осуществлялись в рамках двухсторонних соглашений на уровне правительств.

Соглашения должны были оградить иностранных доноров от налогообложения оборудования, которое доставлялось на безвозмездной основе, а также освободить их от ядерной ответственности. В данном контексте освобождение от ядерной ответственности означало своеобразную страховку. В случае, если на оборудовании проходила какая-либо авария, то фирма-поставщик освобождалась от ответственности. Подобные отношения регулируются в Европе Венской конвенцией о ядерной ответственности. Но Россия до сих пор эту конвенцию не ратифицировала, ссылаясь на отсутствие средств для необходимого взноса.

В самой России до сих пор нет законов о ядерном страховании, и в каждом экологическом проекте данные финансовые величины прописываются заново. Принятию таких законов препятствует лоббирование Минатома, который опасается, что после вступления в силу закона о ядерном страховании в случае ядерных аварий и катастроф министерство может оказаться банкротом.

…и подписывать многостороннее соглашение
Подписание двухсторонних правительственных соглашений по отдельным программам или даже проектам занимало много сил и времени. В 1998 года страны ЕС, Норвегия и США решили объединить все инициативы в области радиационной безопасности по северо-западному региону в одно рамочное многостороннее соглашение (английская аббревиатура – MNEPR). Но под разными предлогами Россия затягивала его подписание. Российских чиновников возмущало, например, что США требовали для своих работников дипломатический иммунитет и предлагали занести этот пункт в соглашение. К такой просьбе США подтолкнули сами российские власти в лице спецслужб. Последние пять лет ФСБ вело несколько громких «шпионских» дел, которые с треском проваливались в суде. Посылать своих сотрудников в Россию, где они рискуют стать героями очередного «шпионского» скандала, ни одна западная фирма не захочет.

Фонду «Курск» вежливо отказали
На фоне этой ситуации происходит катастрофа атомной лодки «Курск». Поднимается очередная волна внимания к проблематике мурманского региона, где в различных базах и на судоремонтных заводах стоят на приколе около 100 атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации.

На этой волне образовывается фонд «Курск», надеясь быстро насобирать средства на подъем одноименной затонувшей субмарины.

Но фонд ожидает быстрое разочарование. Ни одна страна не выразила желание участвовать в финансировании. При этом было сказано, что деньги будут выделяться, но не на единичный проект, а на программу по приведению всех отстойных атомных лодок в безопасное состояние. А выполнение этой программы возможно только при заключении многостороннего рамочного соглашения.

«Западные страны не хотят выделять средства, пока Москва не согласится участвовать в программе Евросоюза по утилизации ядерных отходов на северо-западе России, а правительство [России] непротив поучаствовать в ней, но сначала хочет получить деньги на подъем "Курска". Евросоюз с таким предложением несогласен», — объяснил проблему г-н Праанинг.

До того как объявить о практической неспособности фонда собрать средства, был предпринят компромиссный шаг.

Вице-премьер Клебанов, по рекомендации фонда, согласился связать операцию по подъему Курска с дальнейшими проектами в области радиационной безопасности на северо-западе России. Об этом он сообщил в письме европейскому комиссару по международным делам Крису Паттену от 13 февраля 2001 года.

В письме предлагалось, что все дальнейшие проекты вроде как будут осуществляться через фонд «Курск». О многостороннем соглашении напрямую не говорилось, но оно, очевидно, подразумевалось.

Г-на Паттена письмо не убедило. ЕС и другие страны остались при своем мнении: сначала соглашение – потом финансовые средства.

Возможна ли операция осенью?
В настоящее время Клебанов утверждает, что подъем «Курска» состоится, скорее всего, в конце августа — сентябре нынешнего года. При этом, в случаи полной неудачи фонда со сбором средств, Клебанов осторожно заявляет, что правительство России может даже заплатить за всю операцию.

Соответственно, сдвигается и дата подписания контракта о подъеме атомной субмарины между петербургским Центральным конструкторским бюро «Рубин» и международным консорциумом в составе Halliburton (США) и голландских Heerema Marine Contractors и Smit Tak.

Непонятно, получится ли тогда осуществить операцию технически.

По данным Гидрометцентра, погодные условия позволят провести операцию в начале осени 2001 года. Как сообщает группа морских прогнозов отдела океанографии Гидрометцентра по Мурманской области, данные многолетних наблюдений за состоянием Баренцева моря свидетельствуют о его относительной стабильности в этот период, и до середины октября погодные условия не смогут стать препятствием для успешного проведения операции по подъему субмарины.

В то же время, по словам г-на Праанинга, поднимать лодку необходимо именно летом, и если этого не сделать, то "операция станет опасной".

Затонувшую 12 августа 2000 года на глубине 108 метров у Кольского полуострова подлодку планируется поднять без первого отсека. Отрыв лодки от дна и подъем на поверхность должен занять около 3-х часов, затем субмарина должна быть оттранспортирована в док на одном из судоремонтных заводов в Мурманской области. По мнению экспертов, поднятие атомной подводной лодки является единственным реальным способом предотвращения экологического ущерба.

СПРАВКА: Фонд "Курск"
Международный фонд "Курск", созданный вскоре после трагедии — 7 ноября 2000 года, управляется учеными и бывшими политиками. Это те же люди, которые в свое время создали фонд "Комсомолец", имевший целью подъем атомной подводной лодки со дна Норвежского моря.

АПЛ «Комсомолец» затонула после пожара на борту в апреле 1989 года, в катастрофе погибло 42 моряка. Вскоре был поставлен вопрос о поднятии подводной лодки, однако ни показания экспертов об утечках цезия-137 из ядерного реактора и о разрушении торпед с ядерным зарядом, содержащим плутоний, ни опасения рыбопромышленников, ни деятельность фонда «Комсомолец» не изменили ситуацию.

В начале девяностых годов фонд «Комсомолец» заплатил своим голландским партнерам около семи миллионов долларов за проект подъема подводной лодки, но в итоге от проекта (общая стоимость которого оценивалась порядка 220 миллионов долларов) отказался. Об этом неоднократно заявлял глава Центрального конструкторского бюро «Рубин» академик Спасский, входивший в фонд «Комсомолец». Сейчас он является вице-председателем фонда «Курск».

Не достигнув своей основной цели, фонд «Комсомолец» продолжал свою деятельность в других областях: в частности, в марте 1994 года между фондом и МЧС РФ был подписан меморандум (меморандум не является международным договором), участвовал в поддержании мемориала в память о катастрофе самолета ТУ-104 Тихоокеанского флота, случившейся в 1981 году, и т.п.

Комсомолец, оснащенный ядерным реактором и двумя торпедами с ядерным зарядом, лежит на глубине 1685 м в Норвежском море. Несколько проведенных замеров выявили пока лишь незначительное вымывание плутония из ядерных боеголовок торпед.