News

Война окончена

Опубликовано: 13/09/2000

Автор: Йона Гаусло

(Москва): 13 сентября 2000 года в 11.15 по московскому времени Президиум Верховного суда РФ наконец-то поставил точку в деле Никитина.

13 сентября 2000 года дело Никитина наконец стало историей. Немногие стали свидетелями этого события, но я уверен, что те, кто присутствовал в зале № 319 здания Верховного суда на ул. Ильинка д.7/3 в Москве, запомнят его на всю жизнь.


Мы не были свидетелями обычного заседания суда. Это был последний бой в войне, длившейся почти 5 лет, против органов государственной безопасности и их приспешников из прокуратуры. Немногие верили в нашу победу, и то, что произошло, было почти неожиданностью. Прослушав речи защиты и обвинения, судьи удалились в совещательную комнату, а спустя полчаса председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев огласил решение:


«Президиум Верховного суда оставляет без удовлетворения протест заместителя Генеральной прокуратуры. Решение окончательное и обжалованию не подлежит».


И это все, ничего больше. Несколько слов, которые решили все.


Прошло почти 33 года с того момента, когда председатель Верховного суда СССР А.Ф. Горхин объявил, что советские суды и КГБ объединены единством своих задач. Слова председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева показали, что это время прошло. Его слова стали подтверждением, что российские суды руководствуются законом, а не нуждами органов госбезопасности или хозяина Кремля. Они также свидетельствуют, что реформы российского правосудия прошли решающую точку, когда возврат к прошлому невозможен. Пока суды работают независимо и в соответствии с Конституцией, поворот к советскому тоталитарному прошлому исключен.


Конечно, много еще предстоит преодолеть, чтобы в российской судебной системе все было приемлемо. Кроме того, российская прокуратура особенно остро нуждается в изменениях. Но все же Россия с гордостью может занять свое место среди стран, где правит закон.


Сегодня вечером я буду пить не только за Никитина, его адвокатов и всех, кто поддерживал нас последние пять лет, но также и за российские суды, которые пошли наперекор тому давлению, которое на них оказывалось. Может занять слишком много времени для вынесения решения по делу, но это не делает победу менее сладкой…