News

ВМФ нанимает гражданских специалистов для работы с ОЯТ

Опубликовано: 31/08/2000

Автор: Игорь Кудрик

Гражданское судно принимает отработавшее ядерное топливо с плавтехбазы ВМФ; в дальнейшем предполагает провести выгрузку топлива из отстойной АПЛ.

Плавтехбаза «Имандра», находящееся в составе вспомогательного флота Мурманского морского пароходства (ММП), прибыло на судоремонтный завод ВМФ на Кольском полуострове, чтобы забрать отработавшее ядерное топливо с судна-хранилища ВМФ и провести выгрузку топлива из многоцелевой АПЛ класса «Виктор-II». Это уже второй случай, когда гражданское вспомогательное судно занято в подобной операции, что является демонстрацией неспособности ВМФ самостоятельно решать проблемы с отработавшим ядерным топливом. ММП имеет в доверительном управлении атомный ледокольный флот, который базируется в Мурманске.

ММП использует «Имандру» для хранения отработавшего и свежего ядерного топлива, а также для перегрузки топлива реакторов ледоколов. Судно имеет хранилище емкостью 1530 чехлов с ОЯТ. В настоящее время «Имандра» находится на заводе в Полярном и недавно приняло партию отработавшего ядерного топлива с плавтехбазы ВМФ ПМ-78. Это судно было построено в 60-х годах и способно принять на борт до 560 чехлов с ОЯТ. По имеющейся информации, ПМ находится в крайне неудовлетворительном техническом состоянии.

—> До октября этого года «Имандра» должна также выгрузить топливо из двух реакторов многоцелевой АПЛ К-371 (класса Виктор-II), построенной в 1974 году и уже 10 лет находящейся в отстое в Полярном. Имеются планы выгрузки топлива с еще одной АПЛ класса Виктор-II, но окончательного решения пока принято не было.

Первая операция выгрузки топлива из реакторов АПЛ на СРЗ «Нерпа» с помощью «Имандры» была произведена осенью 1999 года. Финансовая сторона операции была покрыта тайной, но представители ММП сообщили, что это был эксперимент. Его целью была отработка «Имандрой» процесса выгрузки отработавшего топлива из многоцелевых АПЛ.

На сегодня можно утверждать, что эксперимент становится регулярной практикой. Вероятная цель ММП приобрести опыт такой работы, а в будущем получить западное финансирование на ее проведение.

До последнего времени выгрузка топлива, а также разделка большинства отстойных АПЛ финансировалась в рамках американской программы «Совместное сокращение угрозы» (CTR). Цель данной программы помочь России и другим странам бывшего СССР избавиться от оружия массового поражения. Военно-морская компонента программы касалась утилизации стратегических АПЛ, выведенных из боевого состава в соответствии с договорами о сокращении вооружений. В общей сложности CTR планировала утилизацию 31 стратегической АПЛ. Но за последние два года такой подход вызвал протест российской стороны, которая утверждает, что более старые многоцелевые АПЛ представляют непосредственную угрозу окружающей среде и о них следует позаботиться в первую очередь. В ответ на критику руководители CTR и другие ведомства США начали работу над новой программой, которая могла бы также финансировать разделку и многоцелевых АПЛ. Проблема, с которой может столкнуться новая программа — это отсутствие надлежащей инфраструктуры для выгрузки ОЯТ из отстойных АПЛ. Мурманское морское пароходство, имеющее в своем распоряжении флот вспомогательных судов, предназначенных для обращения с ядерным топливом, сможет в такой ситуации оказать помощь, что будет выгодно и для самой компании.

В настоящее время на Северном флоте выведено из эксплуатации около 110 АПЛ. 72 из них до сих пор имеют на борту отработавшее ядерное топливо. Процесс утилизация АПЛ продвигается медленными темпами из-за отсутствия надлежащего финансирования и функционирующей инфраструктуры.