АПЛ на дне океана

8.1.1 К-8. 08.04.70. Бискайский залив
Первую катастрофу потерпела атомная ПЛ К-8 (пр. 627А класса “Ноябрь”) в 1970 г. Она затонула в Бискайском заливе, погибло 52 человека. В апреле 1970 г. подводная лодка возвращалась из учений “Океан”. 8 апреля в 3-ем (центральный пост) и восьмом отсеках почти одновременно начался пожар. Лодка всплыла в надводное положение. Потушить пожар не удалось, сработала аварийная защита реакторов, лодка практически осталась без электроэнергии. Дизель-генераторы из-за неисправности использовать не удалось. Центральный пост и все прилегающие к нему отсеки были загазованны продуктами горения. В результате пожара в восьмом отсеке были загазованны кормовые отсеки, оставшийся экипаж эвакуирован на верхнюю палубу лодки и на корабли, подошедшие на помощь. Кормовые цистерны главного балласта в процессе борьбы за живучесть неоднократно продувались для выравнивания дифферента и поддержания плавучести. К 10-му апреля, на вторые сутки, был израсходован запас воздуха. В седьмой и восьмой отсек начала поступать забортная вода. К вечеру 10-го апреля часть экипажа была эвакуирована на суда сопровождения. Утром 11-го апреля в 6:20 в результате потери продольной остойчивости лодка затонула на глубине 4680 метров. Подробности гибели АПЛ хранились в тайне вплоть до 1991 года.

8.1.2 К-219. 06.10.86. Северная Атлантика
В октябре 1986 года в Атлантике, к северу от Бермудских островов, затонула К-219 (пр.667А класса “Янки”) – стратегическая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту. Погибло 4 человека. В октябре 1986 г. на АПЛ, возвращавшейся с боевой службы, произошла авария в ракетном отсеке. Причиной аварии послужил взрыв ракеты в одной из шахт. В результате чего была нарушена герметичность 4-го (ракетного) отсека, в который из аварийной шахты начали поступать пары ракетного топлива, газы продуктов горения и вода. Во время аварии работал только один борт атомной энергетической установки. Подводная лодка всплыла в надводной положение, после чего был введен в действие второй борт энергоустановки. Несмотря на поступление воды, в 4-ом аварийном отсеке возник и не утихал пожар. Произошло короткое замыкание, в основной силовой сети, сработала аварийная защита реактора правого борта. Компенсирующую решетку реактора правого борта удалось опустить на нижние концевики. При проведении этой операции погиб матрос. Подводная лодка, находясь на поверхности, медленно теряла запас плавучести по причине заполнения водой цистерн главного балласта. Была выведена из действия установка левого борта. Экипаж был эвакуирован на суда спасения, командир остался в рубке вместе с 9-ю членами команды. Постепенно стал нарастать дифферент на нос. По этой причине подводники были вынуждены покинуть корабль. 6 октября в 11:03 подводная лодка затонула на глубине 5000 метров. Причина взрыва ракеты в шахте осталась невыясненной. Согласно существующим версиям, пожар возник из-за неисправностей в самой шахте или произошло столкновение К-219 с американской подводной лодкой. АПЛ была оборудована двумя атомными реакторными установками и имела на борту 16 ракет с ядерными боеголовками.

8.1.3 К-278. 07.04.89. Норвежское море
В апреле 1989 года в Норвежском море после пожара под водой и всплытия затонула АПЛ К-278 (пр.685 класса “Майк”-“Комсомолец”), погибло 42 человека. Это был уникальный титановый корабль с глубиной погружения до 1000 метров. В апреле 1989 года лодка возвращалась с боевой службы, находясь на глубине 160 метров в водах Норвежского моря, в 180 км к юго-западу от о.Медвежий. 7 апреля в 11:03 была объявлена аварийная тревога по причине возникновения пожара в 7-ом отсеке. Через 11 минут с момента начала пожара АПЛ всплыла на поверхность. В результате пожара возникли короткие замыкания, что привело к срабатыванию аварийной защиты реактора атомной энергоустановки. Пожар был настолько сильным, что произошла разгерметизация системы воздуха высокого давления. Это способствовало усилению пожара. Борьба за живучесть, которую вел экипаж, результатов не имела. Подводная лодка лишилась электроэнергии и запаса воздуха высокого давления. К 17:00 начал резко возрастать дифферент. АПЛ теряла запас плавучести и продольную остойчивость. Началась эвакуация экипажа на спасательные плоты, которых оказалось недостаточно. Спасательные лодки, сброшенные с самолета, были слишком далеко и экипаж воспользоваться ими не смог. В 17:08 подводная лодка затонула на глубине 1685 метров. Погиб командир и 41 член экипажа. Плавбаза “Александр Хлобыстов”, которая подошла для спасения только через 81 минуту, взяла оставшихся на поверхности моря подводников на борт. На плавбазу было поднято 25 моряков и тела пяти погибших.

Точной причины возникновения пожара установить не удалось. По одной из версий, пожар возник в результате повышенной концентрации кислорода в 7-ом отсеке и короткого замыкания в электрических цепях.

Испытания АПЛ перед ее выходом в автономное плавание показали, что лодку нельзя выпускать в море. Имеется также информация, что экипаж на АПЛ не был достаточно подготовлен, что и явилось причиной трагического развития событий.

Bellona

info@bellona.no