News

Полная победа в Верховном суде

Опубликовано: 17/04/2000

Автор: Игорь Кудрик

Верховный суд оставил в силе оправдательный приговор по делу Никитина. Хочется надеяться, что одержана окончательная победа в борьбе, которая продолжалась более четырех лет.

Верховный суд оставил сегодня в силе оправдательный приговор в деле Александра Никитина, который был вынесен Городским судом Санкт-Петербурга 29 декабря 1999 года. Протест прокурора городской прокуратуры Санкт-Петербурга, поддержанный Генеральной прокуратурой, был назван несостоятельным.


Несмотря на решение Верховного суда, все еще сохраняется возможность очередной юридической проволочки. По словам представителя Генеральной прокуратуры, присутствовавшего на заседании суда, его ведомство будет рассматривать возможность опротестовать это решение в Президиум Верховного суда. Срок рассмотрения этого протеста может растянуться на один год.


Но, скорее всего, в деле поставлена окончательная точка. С сегодняшнего дня дело Никитина принадлежит истории.



Допросы, 10 месяцев в изоляторе ФСБ в Санкт-Петербурге по обвинению в измене родине и разглашению государственной тайны; обвинение, основанное на секретных приказах, имеющих обратную силу, многочисленные судебные процессы, преследование и слежка — все это в прошлом.

Малообещающее начало заседания Верховного суда

a0a18f6d67fe2cd27f9f3f40f079077b.jpeg

Протест городской прокуратуры Санкт-Петербурга в отношении оправдательного приговора по делу Никитина должен был рассматриваться 29 марта, но представитель Генпрокуратуры, появившийся на заседании, попросил две недели отсрочки для ознакомления с материалами дела. Не вдаваясь в причины, побудившие Генпрокуратуру принять участие в этом деле, судья согласился на отсрочку.


Сегодня в зале суда присутствовал только представитель Генпрокуратуры. Александр Гуцан, который вел это дело со стороны городской прокуратуры Санкт-Петербурга и который поставил свою подпись под протестом, направленным против оправдательного приговора по делу Никитина, отсутствовал.


Представитель Генпрокуратуры начал свое выступление с того, что потребовал направление дела на дополнительное расследование в ФСБ. Свою просьбу он обосновал тем, что обвинение, предъявленное Никитину, ущемляет его гражданские права. Ради восстановления этих прав и необходимо очередное расследование. В дополнение, прокурор заявил о необходимости перевода глав справочника «Джейн’c», «лингвистического» анализа статей Законы «О государственной тайне» и, в конечном итоге, предъявление более конкретного обвинения. Основа протеста питерского прокурора легла в основу протеста Генпрокуратуры и осталась без изменений. А питерский коллега в протесте настаивал на легитимности применения неопубликованных нормативных актов в качестве основы для обвинения.

Создавая историю

2d5d4272f7373b1f9314efa580028079.jpeg

Дело Никитина (бывшее) началось 5 октября 1995 года. Сотрудники ФСБ вломились в представительство «Беллоны» в Мурманске на Кольском полуострове, где на базах ВМФ ржавеют атомные подлодки. ФСБ конфисковала почти все материалы из офиса, включая компьютеры, материалы для предстоящей публикации, а также рукописи «Беллоны» и Никитина о радиационной опасности АПЛ Северного флота и аварийных хранилищ радиоактивных отходов. ФСБ утверждала, что материалы составляют государственную тайну.


Спустя 4 месяца, ранним утром 6 февраля 1996 года, оперативники ФСБ посетили квартиру Александра Никитина в Санкт-Петербурге. Он был арестован и содержался 10 месяцев в изоляторе бывшего КГБ на Литейном проспекте. Затем он был освобожден, но находился под подпиской о невыезде, пока ФСБ совместно с управлениями Министерства обороны жонглировали законами, подыскивая достойные секретные нормативные акты, пытаясь доказать виновность Никитина в шпионаже.


Но ФСБ проиграла, не только потому, судебная система отказалась воспринимать правосудие, как это делает ФСБ, но, главным образом, потому что самого преступления никогда и не было.

Никитин: «ФСБ — это проблема нашей безопасности»

4ef44a2d4be5a3a25a7a5025d09e77f0.jpeg Photo: Thomas Nilsen/Bellona

«Конечно, никакого преступления не было. Доклад «Беллоны» просто описывает одну из крупных экологических проблем в России. Информация об ядерной опасности, отходах и авариях на борту АПЛ не представляет угрозы для национальной безопасности. Сами ядерные проблемы представляют угрозу национальной безопасности», — считает Александр Никитин, добавляя, что в его деле именно ФСБ работала против национальной безопасности России, пытаясь объявить доклад о Северном флоте государственной тайной. В то же время «Беллона» работала в интересах национальной безопасности России, пытаясь решить экологические проблемы.


Выйдя из здания Верховного суда России, всего лишь в нескольких кварталах от Кремля, Никитину пришлось ответить на множество вопросов российской и зарубежной прессы. Главный вопрос был «Александр, что вы будете делать сейчас?».


«Сейчас? — Выпью водки», — слегка улыбнулся Александр. «А в перспективе буду продолжать работать с моими коллегами из «Беллоны», над проблемами, которые мы подняли в нашем докладе. Нам также надо поддержать других экологов в России, которые столкнулись с ФСБ», — сообщает Никитин.


Некоторые журналисты хотели узнать, действительно ли он думает, что это конец дела, указывая на власть ФСБ и тот факт, что как раз три недели назад бывший руководитель ФСБ был избран президентом России. «Будут ли какие-нибудь новые преследования против вас со стороны ФСБ?».


«Нет, не думаю. Решение суда об отклонении протеста имеет под собой серьезную основу: Конституцию РФ и факты по делу. ФСБ должна это принять. Но, тем не менее, за те четыре года, пока шло дело, мне пришлось столкнуться со многими неприятными сюрпризами, и поэтому мой ответ будет: время покажет», — заявил Александр Никитин.


«Конечно», — продолжает он,- «обвинение может обжаловать протест в президиуме Верховного суда РФ — это и их прерогатива, и одновременно их глупость. Как долго они вообще собираются заниматься самоунижением?».


Победа правовой системы России

«Суд отклонил сегодня все аргументы обвинения, оставив без изменения решение Санкт-Петербургского Городского суда», — говорит Йон Гаусло, юридический консультант «Беллоны». «Это решение очень многообещающе для независимости российской правовой системы», — добавляет он.


Прокуратура пошла на изменение своего требования в протесте, потребовав вместо возвращения дела на повторное рассмотрение в Санкт-Петербургский Городской суд в ином судейском составе, направить его на новое расследование в ФСБ. «Они хотели оправдать это желанием обеспечить надлежащее соблюдение прав Никитина, но даже такая «праведная» причина не повлияла на решение судей», — сообщает Йон Гаусло.


Экологи займутся экологией

«С таким же интересом, как во время борьбы с бывшим КГБ, мы собираемся делать то, ради чего мы здесь», — заявляет Фредерик Хауге. «Верховный суд четко заявил, что работать по экологическим вопросам соответствует закону. С 1995 года ФСБ пыталась лишить общество этой насущной необходимости необходимой для выживания. Сейчас объединение «Беллона» с радостью рассматривает перспективы экологической работы в полной мере, вместо того чтобы бороться за права человека», — добавляет Хауге.

196fc4dc3728546cd0d5878ccc61b4bb.jpeg

Victory for the Russian legal system

«The court turned down all the arguments from the prosecution today, leaving the acquittal verdict reached by the St. Petersburg City Court intact,» said Jon Gauslaa, legal advisor of Bellona. «This is very promising for the independence of the Russian court system,» he added.


The prosecution went as far as to change their demand in the appeal from sending the case back to the St. Petersburg City Court for re-evaluation by another judge, to sending the whole case back to the FSB for renewed investigation. «They justified their move saying they wanted to secure the rights of Nikitin are duly observed,» Gauslaa said, «but even such a ‘righteous’ ground would not have any impact on the judges’ decision.»


Environmentalists turning environmental

«As exciting as fighting the former KGB has been, we now look forward to do what we really are here for,» said Frederic Hauge, President of the Bellona Foundation. «This Supreme Court decision firmly declares that it is fully legal to work with the issues of environmental safety in Russia. Since 1995, the FSB has reputed this basic necessity of human survival. Now, the Bellona Foundation looks forward to resuming our environmental work in full scale, rather than being guardians of human rights issues,» added Hauge.