News

Мертвые должны учить живых

Опубликовано: 29/12/1999

Автор: Сири Энгэсет и Игорь Кудрик

В своем последнем слове Александр Никитин говорил о том, что секретность в отношении аварий на атомных лодках не дает возможности учится на ошибках.

Александр Никитин не стал затрагивать правовые аспекты дела в своем последнем слове — это была работа адвокатов, которую они выполнили на все пять. Основным моментом в его выступлении стала фактическая часть обвинения.


Никитин сказал, что, по мнению обвинения, разглашение сведений по авариям на атомных подводных лодках принесло ущерб безопасности Российской Федерации. «Какой ущерб может принести авария, которая произошла 30 лет назад?», — задал Никитин риторический вопрос.


Далее Никитин сказал, что многие спрашивали его о причинах, которые побудили его собрать и опубликовать в систематизированном виде информацию по авариям на атомных лодках. «Мертвые должны учить живых», — повторил Никитин истину, которая уже прозвучала на судебном заседании.


Говоря о той части обвинения, где говорится о разглашении информации по третьему поколению ядерных энергетических установок атомных лодок, Никитин заявил, что «оценка ущерба» по этому разделу являлась подлогом. Эксперты, подобранные ФСБ, пришли к выводу, что «разглашение» этой информации (взятой из открытых источников) принесло бы ущерб в размере 20 тыс. долларов США, если бы бюро, которое их разрабатывало, решило продать их за рубеж. «Такая коммерческая сделка была бы мошенничеством», — заявил Никитин. «Эти установки были созданы в 70-х годах и на сегодня уже устарели».



Последний пункт в выступлении Никитина касался заявления обвинения, что отстойные атомные лодки Северного флота никакой угрозы для окружающей среды не представляют. В попытке доказать это, ФСБ надавило угрозами и запугиванием на Вячеслава Перовского, консультанта к докладу объединения Bellona и сотрудника одного из институтов Минатома. Перовский кардинально изменил свои показания, выступив в качестве свидетеля на суде, и заявил, что никакой угрозы выведенные из боевого состава атомные лодки не несут. Это утверждение Никитин опроверг, сославшись на слова заместителя министра по атомной энергии Иванова, который несколько недель назад заявил в интервью «Известиям» прямо противоположное.


Зал суда был битком набит журналистами и наблюдателями. За выступлением Никитина последовали аплодисменты.


Суд объявил перерыв в 11.17. Приговор будет объявлен в 13.00.