News

Прокурор совершает юридическое самоубийство

Опубликовано: 20/12/1999

Сегодня прокурор Гуцан наконец раскрыл суду все карты. Тузами оказались два свежих письма, одно из Минатома, а другое из Министерства юстиции.

Комментарий:

“Эти письма подтверждают, что обвинение имеет действующую законную правовую основу, и то, что приказы Министерства обороны не являются нормативными правовыми актами. Следовательно, в регистрации они не нуждаются», — сообщил торжественно прокурор и потребовал приобщения писем к материалам дела. Защита не возражала. И даже наоборот поддержала требование Гуцана, потому что его действия поразительно противоречили друг другу.


Минатом: приказы и нормативные акты

В письме Минатома говорится, что каждое ведомство относит сведения к государственной тайне в соответствии со своими ведомственными списками. Компетенция Минатома не основана на секретных приказах Министерства обороны, и при проведении экспертизы о возможной секретности сведений эксперты Минатома руководствуются законом. С другой стороны компетенция экспертов Министерства обороны определяется приказами этого министерства, и они применяют эти приказы для вынесения решения, секретны сведения или нет.


Согласно письму Минатома, по этой причине эксперты Минатома не обнаружили сведений, относящихся к государственной тайне, в главе 2.3 доклада “Беллуны”, в то время как эксперты 8 Управления Генштаба МО такие сведения обнаружили.


Однако если приказ относит какие-либо сведения к государственной тайне (как в случае с приказами МО), он также и обязывает граждан не разглашать такие сведения. Люди, нарушившие такое обязательство, могут понести ответственность по нескольким статьям Уголовного кодекса.


Таким образом, письмо Минатома косвенно подтверждает, что приказы МО № 071:93 и 055: 96 – это“ нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина”, и согласно статье 15 части 3 “подлежат официальному опубликованию… для всеобщего сведения”. Но приказы МО секретны и, следовательно, не могут служить основой экспертиз и обвинений против Никитина. Заместитель Генерального прокурора Катышев признал данный факт в своем постановлении при направлении дела на дополнительное расследование 27 января 1997 года, но как эксперты Генштаба еще раз подтвердили — это указание было полностью проигнорировано не только ими самими, но и подчиненным Катышева Гуцаном.


Министерство юстиции: приказы не являются нормативными правовыми актами

Гуцан попытался обосновать свой отказ выполнять указание вышестоящего начальника письмом из Министерства юстиции. В письме говорится, что согласно “предварительной юридической экспертизе” приказы № 071:93 и 055:96 не являются нормативными правовыми актами, так как они не устанавливают никаких обязанностей для гражданина. Следовательно, они не подлежат регистрации и официальному опубликованию.


Однако если приказы не являются нормативными правовыми актами, определяющими обязанности гражданина, а лишь “нормативными техническими актами”, то никто не может преследоваться за их нарушение. Так что раскрытые карты прокурора Гуцана стали своего рода попыткой его юридического самоубийства.


Возможно, 22 декабря он объяснит, зачем он потратил столько энергии для доказательства того, что в основе дела лежат нормативные технические акты. Однако, веруя в независимость судебной власти и компетентность ее представителей, я рад, что Гуцан произнесет свою речь за закрытыми дверьми зала суда.


Может быть, в конце концов, к нему пришло осознание, и он хочет избавить мир от довольно жалкого спектакля. Но после того, как он сегодня выставил себя на посмешище, мне с трудом в это верится.