10 лет после «Комсомольца»

Мурманск, Bellona WEB: Спустя десять лет после аварии, которая послала на дно Норвежского моря атомную подводную лодку «Комсомолец», никто так и не дал точного ответа, что привело к гибели 42 моряков.

7 апреля Мурманск и Санкт-Петербург отметили десятую годовщину церемониями в память о жертвах трагедии. В Заозерске был открыт монумент в честь погибших. Заозерск – гарнизонный город базы Западная Лица, где до аварии жили члены экипажа со своими семьями.

В Баренцевом море недалеко от губы Западная Лица экипажи атомной подводной лодки «Орел» и двух других кораблей возложили венки.

В Санкт-Петербурге около Серафимовского мемориала, где похоронены подводники, собралось несколько сотен человек. Спустя 10 лет после аварии уцелевшие моряки и семьи погибших так и не получили внятных объяснений причин трагедии.

Бесплодные расследования
Два расследования, одно проведенное государственной комиссией и одно независимое, не смогли представить существенных причин аварии и ее тяжелых последствий.

Государственная комиссия сделала вывод, что винить в трагедии некого. Но независимая комиссия считает, что есть основания полагать о наличии нескольких конструктивных недостатков подлодки. Некоторые утверждают, что экипаж был недостаточно подготовлен для управления такой современной подводной лодкой.

Все суждения и вопросы по поводу трагедии получили широкое освещение на страницах мурманской прессы. Газета «Полярная Правда» считает, что правда навсегда похоронена на дне Норвежского моря.

«Золотая рыбка»
Офицеры Северного флота называли «Комсомолец» «золотой рыбкой». Эта была единственная в своем роде атомная подводная лодка класса «Майк». Она считалась одной из наиболее современных подводных лодок из-за возможности погружаться на вдвое большую глубину, чем большинство субамринсубмарин.

Продвигаясь на глубине около 1000 метров она могла уклониться от противолодочных систем НАТО и доставить свои ядерные боеголовки прямо к восточному побережью США.

Но «Комсомольцу» с плохой судьбой было не суждено оправдать ожидания.

28 февраля 1989 года АПЛ «Комсомолец» вышла из своей базы в Западной Лице. В 11.03 7 апреля после 37 дневного похода в кормовом отсеке возник пожар. Через несколько минут короткие замыкания начали происходить во всех отсеках. Большинство систем безопасности не сработало, возникло несколько локальных пожаров. После борьбы с огнем в течение нескольких часов экипаж был вынужден покинуть АПЛ.

В 17.08 «Комсомолец» затонул. Два члена экипажа погибли, задохнувшись в дыму пожара, сорок – погибли от переохлаждения в холодном Норвежском море. Выжившие моряки были приняты на борт советского траулера «Ома» и плавбазы «Алексей Хлобыстов», прибывших в район аварии после 18.00.

Взаимоотношения при холодной войне
К тому времени экипаж находился в ледяной воде уже более часа. Обмороженные моряки и тела погибших были доставлены в Североморск на Кольском полуострове и размещены на борту атомного крейсера «Киров».

До 10 апреля, спустя три дня после трагедии, семьи членов экипажа не получили никаких уведомлений о смерти. Будучи проинформированное о трагедии, командование ВМФ не сочло нужным попросить норвежские власти оказать помощь в спасении экипажа. Холодная война еще не закончилась.

В 1989 году между Норвегией и Советским Союзом не было договоренности о спасении терпящих бедствие кораблей в северных водах. Норвежским вертолетам потребовалось бы шесть часов, чтобы добраться до АПЛ с момента начала пожара и успеть до затопления подлодки.

АПЛ «Комсомолец» с реактором с водой под давлением и двумя ядерными боеголовками лежит в 180 км к юго-востоку от острова Медвежий на глубине 1685 метров. Ряд исследований в районе затонувшей лодки показали лишь незначительные утечки радиоактивности – пока.

Томас Нилсен