News

Россия, Украина: конфликт по ОЯТ

Опубликовано: 18/02/1999

Автор: Игорь Кудрик

Россия и Украина пришли к промежуточному соглашению по перевозке отработавшего ядерного топлива.

В этом году Украина будет платить больше за килограмм ОЯТ, помещенного на длительное хранение в Сибири, сообщает украинское агентство новостей UNIAN. Цена за килограмм увеличилась на 45 долларов по сравнению с прошлым годом.

В начале декабря 1998 года губернатор Красноярского края Александр Лебедь заявил, что горно-химический комбинат в его области не будет принимать украинское ОЯТ за «малые деньги», и цена увеличилась до 330 долларов за килограмм.

Лебедь утверждал, что цена на мировом рынке за хранение ОЯТ составляет 700-1000 долларов США, «в то время как мы принимаем топливо за 285 долларов [за килограмм]».

Противостояние продолжалось три месяца. В течение этого времени российский министр по атомной энергии Евгений Адамов и глава правительства Украины Валерий Пустовойтенко пытались найти подход к взбунтовавшемуся губернатору Красноярского края. Компромисс был достигнут в прошлом месяце, когда Украина согласилась на ненамного увеличенную стоимость, которая все еще не соответствует мировым ценам за хранение ОЯТ.

В 1998 году украинское атомное ведомство отправило в Россию ОЯТ на стоимость 57 миллионов долларов США. России все еще не выплачено 13 миллионов долларов, в то время как планы на этот год предполагают отправку радиоактивного груза на сумму 105 миллионов долларов.

Красноярский горно-химический комбинат (КГХК), расположенный в Железногорске, состоит из подземного радиохимического завода с тремя реакторами (два сейчас заглушены, третий используется для производства электроэнергии для города). Завод был построен в 1964 году для переработки ОЯТ от собственных реакторов с целью получения оружейного плутония.

Строительство перерабатывающего завода РТ-2 для комбината завершено на 30 %, необходимо 4 миллиарда для его окончания. Завод должен был перерабатывать ОЯТ от реакторов типа ВВЭР-1000, емкость его хранилища составляет около 6000 тонн ОЯТ.

Украина рассчитывает на сухое хранилище
Российские официальные лица утверждают, что в ближайшие года цена за прием ОЯТ увеличится и будет соответствовать международным стандартам. В ответ Украина заявила о планах строительства собственного сухого хранилища.

Украина эксплуатирует 14 атомных реакторов, большинство из которых относится к типу ВВЭР-1000. Красноярский комбинат занимается хранением ОЯТ реакторов именно этого типа. В прошлом месяце информационные агентства сообщили, что Украина начала строить хранилище ОЯТ на Запорожской АЭС. На станции эксплуатируются шесть энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-1000. ОЯТ от этих реакторов будет храниться в железобетонных контейнерах, а не в бассейнах, как это делается на Красноярском комбинате.

Завершение строительство РТ-2 опять под вопросом
Министерство по атомной энергии РФ не было обрадовано решением Красноярского губернатора увеличить цену. «Нереально увеличивать цену за хранение до 800-1000 долларов за килограмм, потому что в этом случае Украине будет выгоднее построить собственное хранилище», — сказал в интервью ИТАР-ТАСС пресс-секретарь министерства Юрий Беспалко.

Украина является одним из немногих клиентов недостроенного перерабатывающего завода РТ-2 и помогает ему выжить. Козлодуйская АЭС в Болгарии, эксплуатирующая два реактора ВВЭР-1000, — еще один потенциальный клиент завода. Россия имеет семь реакторов такого типа, но российские АЭС, находящиеся в тяжелом экономическом положении, не в состоянии производить регулярные платежи Красноярскому комбинату.

Руководство Красноярского комбината настойчиво лоббирует поправки природоохранного законодательства РФ, которые позволят ввозить зарубежное ОЯТ на хранение. Вчера было назначено обсуждение этих поправок в Федеральном собрании. Если предложенные поправки не будут приняты, комбинату придется довольствоваться имеющимися немногочисленными постоянными клиентами. Потеря Украины не сулит ничего хорошего. С введением в строй сухого хранилища на Украине, возможность продолжения строительства РТ-2 становиться еще более призрачной.